<<Лид>>
Как проходят олимпиады для школьников: очно или онлайн
Одни олимпиады проходят только онлайн, другие начинаются с отборочных этапов в интернете, а заканчиваются очно на специально выбранной для этого площадке, чаще всего в вузе-организаторе. Всероссийская олимпиада школьников традиционно очная, принять участие в первом этапе можно в своей школе.
В 2020 году пандемия внесла коррективы, поэтому в 2020/21-м Всероссийская олимпиада школьников проходила полностью онлайн, а в 2021/22-м — сначала онлайн, потом очно. Все новости о формате проведения лучше мониторить на сайте конкретной олимпиады.
Организаторами олимпиад могут быть любые учреждения, имеющие отношение к образованию и науке. Чаще всего это вузы, органы государственной власти или крупные компании, например «Росатом».
У «Фоксфорда» тоже есть своя олимпиада, она проходит онлайн. Участники могут порешать задачки, испытать свои силы перед ВсОШ, получить бонусы от вузов-партнёров и дополнение к портфолио. Подробности об участии и условиях — по ссылке.
<<Блок перелинковки>>
Что означает уровень олимпиады
Олимпиады бывают разного уровня в зависимости от количества участников, времени существования и территориального охвата.
Олимпиада I уровня собирает не менее 3 тысяч участников ежегодно на протяжении 2 или более лет из 20 или более регионов России.
Олимпиада II уровня — не менее 1,5 тысячи участников, не менее 2 лет, не менее 10 регионов.
Олимпиада III уровня — не менее 1,5 тысячи участников, не менее 2 лет, не менее 3 регионов.
Уровень олимпиады определяется для каждого конкретного профиля. Одна и та же олимпиада может иметь I уровень по профилю «Русский язык» и III уровень по профилю «Экономика». Так что ориентироваться при выборе нужно не только на название олимпиады и её присутствие в Перечне олимпиад школьников, но и на профиль.
Диплом победителя или призёра олимпиады I уровня с большей вероятностью даст льготы при поступлении, но при этом в каждом вузе и даже на каждом направлении подготовки свои правила. Так, при поступлении на исторический факультет МГУ можно получить 100 баллов на ДВИ по математике, будучи призёром перечневых олимпиад по предмету I уровня или победителем/призёром Всесибирской открытой олимпиады школьников, хотя она II уровня. На «Мировую экономику» в НИУ ВШЭ можно попасть без вступительных испытаний, предъявив диплом победителя олимпиады «Высшая проба» по профилю «Финансовая грамотность» (II уровень). В МГУ на факультете фундаментальной физико-химической инженерии дают 100 баллов на ДВИ по математике и 100 баллов на ЕГЭ по физике победителям и призёрам олимпиады «Ломоносов» по профилю «Инженерные науки» (III уровень).
Что такое перечневые олимпиады
Это олимпиады из Перечня Министерства науки и высшего образования РФ, которые дают право на льготное поступление в вузы. В этот документ входят лучшие олимпиады, их задания соответствуют установленным требованиям по сложности и оригинальности. Перечень ежегодно обновляется. В этом году в перечень включено 87 олимпиад по различным профилям.
Как проходит Всероссийская олимпиада школьников
Всерос — самая масштабная по охвату российская олимпиада. Ежегодно в ней принимают участие около 6 миллионов школьников по всей стране. С дипломом победителя или призёра заключительного этапа Всероса можно поступить без экзаменов практически в любой вуз на любое направление, соответствующее профилю.
Всероссийская олимпиада школьников проходит по 24 предметам в четыре этапа.
Школьный этап
Сроки: сентябрь — ноябрь.
Кто может участвовать: ученики 5–11-х классов, по русскому языку и математике — 4–11-е классы.
Как пройти на следующий этап: набрать нужное количество баллов.
Муниципальный этап
Сроки: конец октября — середина декабря.
Кто может участвовать: ученики 7–11-х классов.
Как пройти на следующий этап: набрать нужное количество баллов.
Региональный этап
Сроки: январь — февраль.
Кто может участвовать: ученики 9–11-х классов.
Как пройти на следующий этап: набрать проходной балл или выше. Проходной балл для перехода на последний этап определяется после проверки всех работ.
Заключительный этап
Сроки: март — апрель.
Кто может участвовать: ученики 9–11-х классов.
Проходит в нескольких десятках городов России, куда приезжают участники, набравшие достаточно баллов на предыдущем этапе, и призёры прошлогодней олимпиады, если они хотят улучшить свой результат.
Льготы для победителей и призёров олимпиад
Льгота: поступление без вступительных испытаний
Кто может претендовать: победители заключительного этапа Всероса и других перечневых олимпиад I уровня.
Льгота: 100 баллов на ЕГЭ
Кто может претендовать: победители и призёры олимпиад по соответствующему предмету в зависимости от вуза.
Льгота: 100 баллов на ДВИ
Кто может претендовать: победители и призёры олимпиад по соответствующему предмету в зависимости от вуза.
Вузы и колледжи могут устанавливать собственные льготы победителям олимпиад, например добавлять баллы за диплом победителя промежуточных этапов. Актуальную информацию о льготах лучше уточнить напрямую в выбранном вузе.
<<Лидген для статьи>>
Что, кроме льгот, дают олимпиады
📚 Мотивация узнавать больше
Для решения олимпиадных задач уровня школьной программы недостаточно, а это значит, что нужно постоянно пополнять копилку знаний, заниматься предметами углублённо, читать книги и статьи по теме, разбираться в нюансах, видеть взаимосвязи. Участие в олимпиадном движении делает школьника настоящим эрудитом. В будущем эти знания пригодятся, даже если победить в олимпиаде не получится.
«Подготовка к олимпиаде — это не два-три часа в день, а образ жизни. Олимпиадники вместо кино в выходной день слушают лекции по истории России или читают новую книгу Юрия Вяземского. Не потому, что думают только о победе, — такое времяпрепровождение для них и есть отдых», — Светлана Черненко, абсолютная победительница ВсОШ по МХК.
«Я рассматривал олимпиады лишь как способ поступить в университет и улучшить своё социальное положение. После того как в 10-м классе я не прошёл на заключительный этап ВсОШ, я серьёзно переосмыслил своё отношение к олимпиадам. Я понял, что изучать экономику или любой другой предмет нужно только по любви. Олимпиада — это праздник, который дарит бурю эмоций и выброс эндорфинов, поэтому важно получать удовольствие от всего процесса и не зацикливаться на результатах», — Никита Захаров, двукратный призёр регионального этапа ВсОШ по экономике.
🧠 Умение творчески мыслить
Олимпиадные задания отличаются от обычных экзаменов и контрольных: они всегда оригинальные и нестандартные. Здесь требуются не только знания, но и умение творчески мыслить, находить неочевидные способы решения. Постоянная работа над олимпиадными заданиями сделает вас более креативным, а это качество востребовано в любой профессии.
«Чтобы развить гибкость мышления, выходите из зоны комфорта. Критическое мышление развивается, когда вы придумываете вопросы. Например, вы послушали лекцию преподавателя и в конце он спрашивает: „Есть ли вопросы?“ Если у вас их нет, это плохо, но не безнадёжно», — Светлана Черненко, абсолютная победительница ВсОШ по МХК.
💡 Умение логично рассуждать
Логическое мышление нужно не только для решения олимпиад по математике, физике или химии. Отвечая на вопросы гуманитарных олимпиад, связно и логично мыслить не менее важно.
«По моим наблюдениям, успехов на олимпиадах по экономике добиваются те, кто силён в алгебре и математическом анализе, а также обладает геометрическим мышлением, умеет строить доказательства. Не нужно быть гением математики, но твёрдо знать школьную программу и интересоваться этим предметом необходимо», — Никита Захаров, двукратный призёр регионального этапа ВсОШ по экономике.
⏱️ Умение организовать своё время
Подготовка к олимпиадам требует времени и усилий, её приходится совмещать с учёбой и другими сферами жизни. Систематически занимаясь по составленному плану, олимпиадник учится управлять своим временем, становится более организованным и продуктивным. Умение ставить цели, распределять нагрузку и отдых, двигаться к результату поэтапно пригодится и после школы: во время учёбы в вузе, на работе, для решения актуальных жизненных задач.
«Во время подготовки к олимпиадам мой учебный день выглядел примерно так: занятия в школе; на переменах или в окнах между уроками — изучение словарей в библиотеке или просмотр лекций известных лингвистов Зализняка или Плунгяна; после уроков — факультатив со школьным учителем или онлайн-уроки в „Фоксфорде“ по русскому языку», — Елизавета Фаненштыль, призёр Всероса по русскому языку.
«В свободное время я тоже постоянно занималась: обклеила всю комнату портретами философов, записывала важные факты на доске и в телефонных заметках. Даты сохраняла в виде напоминалок в будильнике, иллюстрации ставила на заставку телефона», — Софья Есауленко, призёр олимпиады «Покори Воробьёвы горы!» по обществознанию.
😎 Круг общения
Участники олимпиадного движения — это единомышленники, которым всегда есть о чём поговорить, с которыми можно обменяться знаниями, учебными лайфхаками и впечатлениями. Они общаются в Сети, ездят в олимпиадные лагеря, ходят в олимпиадные кружки и школы и поддерживают друг друга.
«Для меня здоровая конкуренция внутри коллектива оказалась важным фактором успеха. Я учился в олимпиадной школе, постоянно стремился превзойти своих товарищей и благодаря этому добился отличных результатов», — Матвей Пензин, призёр олимпиады «Ломоносов» по обществознанию.
Помните: к олимпиадам в полной мере применим принцип «Главное не победа, а участие». Даже если вы не получите диплом, дающий право на льготное поступление в вуз, с вами останутся полезные знания, навыки и знакомства.
Олимпиадная подготовка — это способ подняться на новый уровень, стать увереннее, осознаннее и найти друзей.