Карточки: всё об олимпиадах по русскому языку

Преподаватель «Фоксфорда» отвечает на главные вопросы: в чём особенности разных олимпиад, кому они подойдут и как к ним готовиться

Карточки: всё об олимпиадах по русскому языку
Никита Змановский
Никита Змановский
Выпускник Школы лингвистики НИУ ВШЭ. Готовит к лингвистическим олимпиадам, разрабатывает задачи Всероссийской олимпиады по русскому языку.

Что даёт участие в олимпиадах?

Во-первых, более глубокое понимание законов развития и функционирования языка. Когда вы решаете олимпиадные задачи по русскому, вы начинаете мыслить как лингвисты, подходить к языку с научной точки зрения. Почему это слово именно такое по форме? Почему оно значит именно то, что значит? Почему люди используют его так, а не иначе? Все эти вопросы вряд ли придут в голову обычному человеку, но те, кто участвует в олимпиадах по русскому, задумываются об этом постоянно.

Во-вторых, развивается ваш навык владения словом. Если вы умеете описать тонкие различия в значении или употреблении слов, конструкций, вы и сами сможете учитывать эти различия, когда будете писать тексты или выступать публично.

В-третьих, перечневые олимпиады дают льготы при поступлении в вуз — 100 баллов на ЕГЭ по русскому или поступление без экзаменов. Результаты ЕГЭ по русскому языку учитываются при поступлении на все специальности, поэтому олимпиадная льгота пригодится даже будущим физикам или программистам.

Кому стоит участвовать в олимпиадах?

В первую очередь тем, кто интересуется русским языком, лингвистикой, филологическими науками. Для успешного участия в олимпиадах требуются знания за рамками школьной программы. Если русский язык не ваш любимый предмет в школе, вам неинтересно разбираться в тонкостях этимологии и сложных вопросах грамматики, то участие в олимпиадах будет вам в тягость. ЕГЭ по русскому языку сдать гораздо легче, чем выиграть олимпиаду, поэтому участвовать только ради льгот при поступлении не лучшая идея.

Как разобраться в олимпиадах?

Олимпиады по русскому языку отличаются не только уровнем, количеством этапов и возможными льготами, но и форматом заданий. И если с организационными моментами разобраться довольно просто, то об особенностях заданий порой узнаёшь только на практике.

Например, на традиционной олимпиаде по лингвистике есть особый формат — самодостаточные лингвистические задачи. Для успешного участия в олимпиаде «Ломоносов» по русскому языку нужно хорошо разбираться в так называемой школьной грамматике. Если вы не отличаете определительные местоимения от местоименных наречий, не знаете наизусть все типы обстоятельственных придаточных и планы морфологического разбора разных частей речи, то вам будет сложно. А вот в олимпиаде «Высшая проба» по русскому языку задания, напротив, бывают довольно нестандартными. Например: «Перед вами — график, имеющий отношение к русскому языку. Что изображено на этом графике?» К вопросу прилагается график, и это вся формулировка! Придётся продемонстрировать догадливость и креативность.

Как выбрать олимпиаду?

По русскому языку самые главные олимпиады помимо Всероссийской олимпиады школьников — это олимпиады 1 уровня: «Ломоносов» и «Высшая проба», и участвовать стоит в обеих.

Заинтересованным в лингвистике школьникам также имеет смысл принять участие в Московской традиционной олимпиаде по лингвистике. Задания там другого формата, но решать их очень полезно и интересно для тех, кто хочет исследовать языки с научной точки зрения.

Для развития лингвистического мышления и отдыха от однотипных школьных упражнений полезно принять участие во «внеперечневых» соревнованиях — конкурсе «Русский медвежонок», онлайн-олимпиаде Фоксфорда. Только нужно понимать, что это не олимпиада для поступления, а конкурс для души. Часто за призовое место в таких состязаниях можно получить ценные призы.

Когда начинать участвовать?

Как только появился интерес. Например, решать задания «Русского медвежонка» можно уже со второго класса. Если вы хотите занять призовое место на заключительном этапе Всероса или крупной вузовской олимпиады, то желательно начинать подготовку хотя бы за 1–2 года: взять диплом «с нуля» в одиннадцатом классе довольно сложно.

Как готовиться к олимпиадам?

Чтобы успешно подготовиться к олимпиадам, нужно решать задания прошлых лет, расширять кругозор, дополнительно заниматься с преподавателем.

Три совета по подготовке

1. Развивайте навык речевой рефлексии. Наблюдайте за своей речью и речью других людей. Почему вы выбрали именно это слово, а не другое? Почему вы ошиблись в этой морфологической форме? Что повлияло на выбор грамматической конструкции? Язык неразрывно связан с человеком и его жизнью, это инструмент, которым мы пользуемся каждый день. Порой случайно сказанное слово в дружеской беседе служит отправной точкой для лингвистического исследования.

2. Ведите конспекты. Записывайте всё в одну большую тетрадку или собирайте все материалы в одну папку. Когда я ехал на Всероссийскую олимпиаду, я взял с собой не десять учебников, а большую тетрадь формата А4, куда записывал всё, что связано с подготовкой к олимпиадам, и перечитывал её в поезде.

3. Не пытайтесь выучить всё, особенно вузовские учебники! На олимпиадах по русскому гораздо важнее умение рассуждать и давать лингвистический комментарий языковым единицам, чем знать наизусть парадигмы спряжения древнерусского глагола.

Как решать олимпиадные задания?

Самое важное на олимпиадах по русскому языку — это языковой материал. Необходимо приводить собственные примеры слов и конструкций и разбирать данные в заданиях слова и предложения. Решать олимпиадную задачу по русскому языку без примеров — это как решать задачу по химии, не используя формулы реакций. Примеры в решении должны быть обязательно.

А вот чего делать не следует, так это уходить слишком далеко от формулировки задания и писать вообще всё, что знаешь по теме. Не думайте, что на олимпиадах по русскому языку проверяют вашу эрудицию. Никаких дополнительных баллов за употребление красивого термина или рассказ о похожем языковом явлении в английском обычно не дают. Отвечая на вопрос, ориентируйтесь на формулировку задания. Если спрашивают про «морфологические особенности слова», то не нужно писать про его произношение или этимологию.

Иллюстрация: by Yeashna Ahmed

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: