<<Лид>>
Фильмы по историческим произведениям: что это и почему они важны для общего развития
Память человечества о том, что происходило, живёт в разных культурных практиках: от мифов и поговорок до государственных праздников, от научных работ до театральных постановок. И всё это — история. В этом ряду кинематограф — такой же достойный инструмент исторического сторителлинга, как и другие
.
Задача исторических фильмов — познакомить зрителя с многообразием исторических эпох и контекстов. Понимание этих контекстов или хотя бы того, что они вообще существуют, важно для любого человека, а особенно для тех, кто интересуется искусством и популярной культурой.
Даже лучшие исторические экранизации не всегда правдивы. Важно обсуждать просмотренные фильмы, разбираться, что из показанного на экране точно, а что — фантазия режиссёра или сценариста. На примере киноадаптаций исторических произведений можно научиться критическому восприятию информации.
Говоря о пользе экранизаций исторических романов, стоит отметить их вспомогательную роль в пробуждении интереса к школьным предметам и гуманитарным наукам. У исторического кино два первоисточника, и оба важны для образования: литературный источник и исторический. Фильм отсылает к какой-то книге, которая, в свою очередь, основана на исторических событиях. Аудиовизуальные средства кино приносят яркие впечатления, что очень важно в процессе знакомства с историей, ведь, как известно, эмоции положительно влияют на запоминание.
Не менее важна и непосредственная, самостоятельная роль исторического кино в процессе познания. Просмотр фильмов по мотивам исторических событий развивает воображение и предоставляет пространство для обсуждения этических вопросов. Какие моральные дилеммы стоят перед человеком в разные исторические эпохи? Как исторические события влияют на человека? Как мы сами вписаны в полотно нашей эпохи? Что такое исторический прогресс?
Взрослея, мы, задавая вопросы, собираем своё представление о мире из кусочков пазла. Изучение истории самыми разными способами придаёт этому представлению перспективу.
Экранизация исторических произведений. Выбор Фоксфорд.Медиа
«Воровка книг», 2013 г.
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f9e4b67a403964f83c8d4e_%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25B0-%25D0%25BA%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B3.jpeg)
Снят по книге «Книжный вор» Маркуса Зусака.
Исторический фон: Вторая мировая война, холокост.
Эта киноистория знакомит зрителя с жизнью Лизель, девочки, чьё взросление пришлось на период великой трагедии XX века — прихода Гитлера к власти в Германии и Второй мировой войны. Фильм про страсть к чтению и тягу к познанию. В ту историческую эпоху, когда власть Третьего рейха сжигает литературу и нарочно сужает и упрощает видение мира у своих граждан, Лизель через украденные книги знакомится с понятиями свободы, храбрости и ценности жизни.
«Скрытые фигуры», 2016 г.
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f9e4b75079013db3a6ec9b_%25D1%2581%25D0%25BA%25D1%2580%25D1%258B%25D1%2582%25D1%258B%25D0%25B5-%25D1%2584%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2583%25D1%2580%25D1%258B.jpeg)
Снят по книге «Скрытые фигуры» Марго Ли Шеттерли.
Исторический фон: космическая гонка, первые шаги в освоении космоса, расовая сегрегация в Америке ХХ века.
В тот же год, когда Юрий Гагарин впервые в истории человечества отправляется в космос, где-то далеко, за океаном, главные героини этого фильма афроамериканки Дороти, Мэри и Кэтрин работают вычислителями в NASA. Сейчас такой профессии уже не существует — все подсчёты совершаются автоматически компьютерными алгоритмами. Но в 1961 году электронные вычислительные машины (первые компьютеры) только появлялись в научных лабораториях, а роль вычислителей в подготовке космических миссий была жизненно необходимой.
Фильм демонстрирует торжество таланта и трудолюбия на фоне социального неравенства, которое мешает героиням строить карьеру из-за их происхождения и цвета кожи. Фильм основан на реальных событиях и снят по одноимённой нон-фикшен-книге, но в некоторых деталях намеренно отходит от первоисточника, чтобы выразить в истории конкретных сотрудниц NASA более широкий срез общественной жизни 1960-х годов.
«Маленькие женщины», 2019 г.
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f9e4b74eccdb8b57d23f3d_%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%258C%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%258B-2019.jpeg)
Снят по книге «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт.
Исторический фон: Гражданская война в США 1861–1865 годов, развернувшаяся между северными и южными штатами после отмены рабства.
Новейшая адаптация классики американской детской литературы. Это в самом хорошем смысле слова уютный фильм, роман воспитания, полный любви к своим героям. Семейство Марч — мать и четверо сестёр, ожидающие отца с войны, — очаровывает даже самого скептически настроенного зрителя. Взросление героинь позволяет проследить сценарии женского пути в XIX веке — обретение независимости, поиск себя, выбор карьеры и создание собственной семьи.
«Хранитель времени», 2011 г.
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f9e4b75a6c0359c53e0525_%25D1%2585%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C-%25D0%25B2%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8.jpeg)
Снят по книге «Изобретение Хьюго Кабре» Брайана Селзника.
Исторический фон: 1930-е годы во Франции, изобретение кинематографа.
В начале 1930-х осиротевший Хьюго живёт на вокзале Монпарнас в Париже. Вымышленная история жизни Хьюго пересекается с настоящей историей режиссёра, художника, одного из пионеров кинематографа Жоржа Мельеса. Жорж Мельес стоял у истоков кинопроизводства, а потом его фильмы стали востребованны, и тогда он открыл свой магазинчик детских игрушек и сладостей, в котором, по сюжету фильма, и встретил главного героя «Хранителя времени». Приключенческий фильм пропитан страстью к волшебству кино, изобретательству и красоте — прямо как настоящие кинематографические эксперименты Жоржа Мельеса.
«Гамлет», 1964 г.
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f9e4b7054021d2e666f1c4_%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582.jpeg)
Снят по книге «Трагическая история о Гамлете, принце датском» Уильяма Шекспира.
Исторический фон: средневековая Европа.
Советская экранизация одной из самых известных трагедий Уильяма Шекспира. «Гамлета» обычно не называют историческим произведением, тем не менее это не только великая классическая пьеса, но и очень важный текст для знакомства с историей культуры. Пьеса основана на древнескандинавских легендах, которые повествуют о периоде раннего Средневековья, самые первые из них берут своё начало в IX веке, когда Дания ещё не приняла христианство. В нравственных метаниях Шекспировского Гамлета выражена не только история о мести дохристианских, языческих времён, но и тревога религиозно-политического кризиса в Европе периода позднего феодализма. Фильм не заменяет прочтения трагедии, но помогает лучше проникнуться её сюжетом.
«Вся президентская рать», 1976 г.
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/62f9e4b8cb268a65807bc740_%25D0%25B2%25D1%2581%25D1%258F-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25B8%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F-%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%258C.jpeg)
Снят по книге «Вся президентская рать» Боба Вудворда и Карла Бернстейна.
Исторический фон: Уотергейтский скандал 1972–1974 годов, после которого президент США Ричард Никсон был вынужден подать в отставку.
Фильм иллюстрирует расследование двух журналистов газеты «Вашингтон пост», которое вылилось в один из самых громких политических скандалов в США в XX веке и подорвало доверие граждан к государственной власти. «Вся президентская рать» будет интересна подросткам старшего возраста, особенно тем, кого занимает специфика расследовательской журналистики. Хорошая идея — почитать немного про Уотергейт в Википедии перед просмотром.