<<Лид>>

Елена Петрусенко,
психолог Домашней школы «Фоксфорда», работает с детьми школьного возраста с 2007 года
Что такое личное пространство
Личное пространство — это территория, которую человек воспринимает как продолжение своего «я». Место, где можно быть собой, расслабиться в окружении любимых вещей, где всё организовано в соответствии со вкусом и привычками хозяина.
«Надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Фёдор Достоевский
Это нечто большее, чем просто помещение, так как у личного пространства есть два типа границ. Когда мы входим в комнату к подростку, мы пересекаем физическую границу — порог. Если мы проникаем туда без спроса, берём его вещи, заглядываем в портфель, то нарушаем психологическую границу. Вторжение в личное пространство равносильно вторжению в границы личности.
Почему личное пространство необходимо
Если у подростка не сформировалось ощущение своего пространства, он не чувствует себя целостной личностью, не может полностью осознать, что за своё тело, мысли, эмоции и отношения ответственен он и никто другой. Это приводит к тяжёлым последствиям как для самого человека, так и для его окружения. Таким людям свойственны:
- Психология жертвы. «От меня ничего не зависит» — страшная в своей удобности позиция. Люди, которые так думают, всегда подстраиваются под обстоятельства, легковнушаемы, не имеют собственного мнения и не могут постоять за себя.
- Низкая эффективность. Человек, который не понимает, где начинается и где заканчивается его зона ответственности, не может эффективно учиться и работать: чаще всего он прокрастинирует в ожидании, что его задачи выполнит кто-нибудь другой — сильный и авторитетный.
Склонность к зависимостям. Люди, не имеющие личного пространства, склонны сооружать его подобие внутри себя, отгораживаясь от мира психоактивными веществами. А неумение говорить нет превращает злоупотребление в зависимость. В отношениях они часто привязываются к деспотичным партнёрам либо сами становятся такими.
Неврозы и психологические расстройства. Неспособность выстраивать здоровые отношения с людьми делает человека тревожным, замкнутым, подрывает его психическое здоровье.
Конечно, ни один родитель не хочет такого будущего для своего сына или дочери. И всё же взрослые не всегда задумываются о том, как организовать пространство для ребёнка. Сначала разберёмся, когда ребёнок начинает нуждаться в личном пространстве и сколько места ему необходимо.
<<Блок перелинковки>>
Реклама ООО «АЛИБАБА.КОМ(РУ)», ОГРН 1157746446747 erid:LatgBk35Q
С какого возраста нужно личное пространство
С года до трёх лет ребёнку требуется постоянное присутствие взрослого рядом, который всегда поможет, утешит и развлечёт. Без посторонней помощи малыш не может даже поесть или уснуть. В этом возрасте нужны забота и контроль, а не своя территория. Но постепенно всё меняется.
Примерно в три года ребёнок начинает чувствовать себя отдельной личностью со своими желаниями и потребностями, которые часто не совпадают с волей взрослых.
Привязанность к родителям подвергается первым серьёзным испытаниям — ребёнок пробует принимать самостоятельные решения, тестирует границы дозволенного. Взрослым важно научиться правильно реагировать на детские истерики, сохранять ведущую роль и продолжать делать пространство вокруг ребёнка безопасным. И в то же время позволять малышу первые самостоятельные шаги в большом мире. У ребёнка должны появиться первые личные вещи, пространство для игр и возможность выбора — что надеть, на какую площадку пойти, во что поиграть.
К шести-семи годам ребёнку нужен хотя бы отдельный угол, стол для занятий, место хранения одежды, книжек и игрушек. В этом возрасте детям важно научиться понимать свою зону ответственности и уважать чужие границы.
Для младших школьников своя территория становится необходимостью. Подростку жизненно важно иметь пространство, которое он будет считать только своим, заполнять вещами и украшать, как ему нравится, и в котором сможет просто побыть один.
Мало отвести ребёнку своё место в доме — важно, чтобы он ощущал его личным и неприкосновенным. Как это сделать — расскажем далее.
Как сделать пространство ребёнка личным
Не каждая семья может выделить ребёнку отдельную комнату, особенно если детей несколько. Но это не повод отказывать сыну или дочери в личной территории. Даже в маленькой квартире можно зонировать пространство так, чтобы у ребёнка был свой отдельный уголок, где он может делать всё что нравится без страха быть раскритикованным. Собственная территория и личное имущество — возможность не только почувствовать себя свободным, но и научиться ответственности: заботиться о своих вещах, следить за порядком, поддерживать чистоту.
При организации личного пространства для ребёнка соблюдайте следующие принципы:
- Неприкосновенность жилища. Территория подростка не должна быть проходной, не нужно оставлять в ней посторонние вещи. Не входите туда без стука. Не переставляйте вещи в отсутствие ребёнка. Если сын или дочь просит помочь с уборкой — помогите, но сами ничего не выбрасывайте, даже если это кажется вам мусором.
- Неприкосновенность тела. Важно, чтобы ребёнок воспринимал единоличной собственностью не только свою комнату, но и своё тело. Это поможет ему избежать нездоровых привычек и нежелательных контактов. Позаботьтесь о том, чтобы к шести годам ребёнок научился мыться сам. Не принуждайте к прикосновениям, если видите, что ему неприятно. Не заставляйте съедать всю тарелку. Ни в коем случае не применяйте телесных наказаний. И научите «правилу трусиков».
- Право на своё мнение. Чтобы ребёнок вырос свободной личностью, позвольте ему высказывать свою точку зрения. Обязательно учитывайте его пожелания при выборе обоев и мебели для детской комнаты. Никогда не говорите «ты слишком мал(а), чтобы иметь своё мнение» и «здесь у тебя ничего своего нет». Это возводит между вами стену непонимания и уничтожает самооценку ребёнка.
- Право распоряжаться временем. Какие кружки посещать, с кем общаться, как выглядеть, к чему стремиться в жизни — всё это подросток выбирает сам. Вы можете давать советы и показывать перспективы, но не настаивать. Ребёнок должен научиться жить собственным умом и брать ответственность за свои поступки.
- Право на секреты. Оно есть как у вас, так и у вашего ребёнка. Шкатулочка с сокровенными вещами, личный дневник, содержимое сумки, файлы на компьютере, переписка в соцсетях — всё это неприкосновенно. Как бы вы ни беспокоились о благополучии подростка, не пытайтесь выведать его тайны, иначе рискуете навсегда потерять его доверие.
- Уважение к чужому пространству. Чтобы ребёнок уважал свои границы, учите его уважать чужие. Научите не брать вещи без спроса, не заходить к вам в комнату без стука. Выделяйте себе время для отдыха и договоритесь, чтобы ребёнок не беспокоил вас в эти часы. Будьте ему другом, но не допускайте панибратства. Стройте отношения на взаимных договорённостях, а не на авторитарных запретах.
Организация учебного пространства ребёнка
Основное правило заключается в том, что школьник должен самостоятельно выбрать место для учёбы. Вы можете давать советы о том, как сделать это наилучшим образом, но не принимать решение за него. Учитывайте его интересы и возрастные особенности. Тогда он будет учиться с положительными эмоциями, а это одно из условий качественного усвоения знаний.
При организации учебного пространства дома важно также помнить о трёх аспектах:
1. Оптимальное освещение. Убедитесь, что учебное место хорошо освещено. Природный свет и светодиодные лампы с тёплым белым светом создают комфортную атмосферу для учёбы и помогают предотвратить усталость глаз.
2. Организация материалов. Предоставьте школьнику удобный доступ к необходимым материалам, таким как учебники, ручки, блокноты и канцелярские принадлежности. Полки, ящики или органайзеры могут помочь поддерживать порядок и структурировать учебные материалы.
3. Уборка и чистота. Научите ребёнка поддерживать чистоту и регулярно наводить порядок в учебном пространстве. Это поможет ученику сосредотачиваться и избегать отвлекающих факторов. Учите ребёнка убирать после себя, чтобы учебное место всегда было готово к использованию.
Соблюдение этих советов поможет создать эффективное и комфортное учебное пространство в квартире для вашего школьника.
Организация творческого пространства для детей
При помощи рисования, лепки и аппликаций дети осваивают мир. Чтобы ребёнку было удобно воплощать свои творческие замыслы, ему нужен отдельный стол со стулом или парта. Они должны быть хорошо освещены и подходить ему по росту. Рядом расположите шкаф или стеллаж, где будут храниться бумага и канцтовары, пластилин и кинетический песок. Всё это должно быть у малыша в свободном доступе, чтобы он мог выбрать, чем заняться. Также рекомендуем повесить в комнате магнитно-меловую доску и оборудовать отдельную полочку под шедевры ребёнка.
Творческим пространством может стать и укромный уголок. Кто из нас в детстве не сооружал дом из подушек или не устраивал секретный штаб под столом? Закрытое пространство, где можно уединиться, нужно каждому ребёнку. Сегодня это каюта космолёта, завтра купе поезда, корабельный трюм или хижина старого шамана — укромный уголок позволяет реализовать любые фантазии. Сейчас в продаже есть множество разных детских палаток: в виде вигвама, замка, ракеты. Домик для ребёнка нетрудно сделать самостоятельно, например оклеить обоями большую коробку, расписать её красками и задрапировать тканью.
Организация игрового пространства
Обустройство детской комнаты зависит от количества места в доме и, конечно, от возраста и интересов ребёнка. Поэтому приведём универсальные рекомендации, как организовать пространство для игр и занятий.
Безопасность. Важно позаботиться о том, чтобы у ребёнка была прочная и устойчивая мебель без острых углов. Полки располагайте так, чтобы он мог дотянуться до них, не вставая на стул или стол. Шкафы желательно прикрепить к стенам. Пока ребёнок маленький, электророзетки стоит закрыть специальными заглушками. Вопреки распространённым страхам, пальцы в розетку засунуть невозможно, зато спицы, гвозди и другие металлические предметы — вполне.
Пространство для активных игр. У ребёнка должно быть достаточно места, чтобы построить дом для кукол, покатать машинку или просто поскакать и побегать. Так что центр комнаты нужно оставить свободным. Дети много времени проводят на полу, поэтому стоит застелить его ковром с приятной текстурой. Его рисунок может стать дополнительным антуражем для игр. Если в доме холодно, используйте коврик с электроподогревом.
Спортивный уголок. Шведская стенка, канат и турник не займут много места. Они позволят ребёнку высвобождать энергию, развиваться физически и придумывать ещё больше весёлых игр. Современные спортивные уголки для детей легко трансформируются. Например, к ним можно пристроить качели и даже горку.
Сортировка игрушек. У современных детей много игрушек, и это хорошо. Но пока малыш наслаждается игрой с одной-двумя любимыми, остальные обычно пылятся по углам. Поддерживать порядок в детской помогут контейнеры или красивые коробки. Забытые игрушки можно убрать и достать снова, когда малыш утратит интерес к тем, с которыми играет сейчас. Они будут для него как новые. А когда ребёнок станет постарше, можно приучить его к сортировке игрушек по определённой логике — виду, размеру, степени важности. Подпишите коробки или наклейте на них стикеры, чтобы ребёнку было понятно, что куда класть. Тогда уборка из нудной обязанности превратится в интересное занятие.
Модульность. С возрастом потребности детей меняются. Важно, чтобы пространство «росло» вместе с ребёнком. Многие производители детской мебели делают её трансформируемой — например, кровати-чердаки, на нижнем ярусе которых можно организовать укромный уголок для игр, а в будущем — рабочее место школьника. Будьте готовы всегда что-то изменить в детской, чтобы личное пространство ребёнка оставалось для него актуальным.

Почему ребёнку необходимо своё пространство и сколько места ему требуется в зависимости от возраста? Как научить подростка уважать собственные и чужие границы. Отвечаем с психологом на главные вопросы про личное пространство ребёнка. В конце статьи вместе с AliExpress собрали советы по организации пространства для игр и учёбы.

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?