Химия историй: как сторителлинг помогает в учёбе

Зачем становиться интересным рассказчиком, и как этому научиться

Химия историй: как сторителлинг помогает в учёбе
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

Слушать истории просто и интересно. От вас не требуется особых знаний и навыков, но благодаря воображению вы сразу впитываете образы и смыслы. Чем истории полезны в жизни и зачем вам становиться хорошим рассказчиком — объясняем в этой статье.

Кто придумал сторителлинг

Модная сегодня практика сторителлинга возникла не на пустом месте. Древнегреческие и древнеримские философы рассуждали о том, как правильно мыслить и говорить. Ораторы хотели быть понятными и убедительными для аудитории, поэтому искали способы улучшить свою речь.

Одна из самых известных работ об ораторском искусстве принадлежит Аристотелю. Его трактат «Риторика» состоит из трёх частей. Первая учит воздействовать на слушателей, убеждать или поощрять их. Во второй части философ рассматривает личность оратора и его влияние на слушателей. В третьем разделе речь идёт о стиле и структуре выступления. Аристотель придавал значение юмору, интонации, мимике и понимал, что со стариками и молодёжью следует общаться по-разному.

Римляне создавали практические руководства для ораторов и сформулировали 5 принципов успешной речи:

  1. Нахождение темы.
  2. Порядок построения высказываний.
  3. Грамотность, ясность слов, уместность выражений и стилистических фигур.
  4. Запоминание логики повествования.
  5. Выступление.

Древние ораторы придавали огромное значение аргументации и рациональному обоснованию. Ведь они выступали с речами в судах, на публичных собраниях и перед учениками. В отличие от разумной и логичной риторики сторителлинг воздействует на эмоции и воображение. Рассказчик переносит нас в вымышленный мир. Поскольку для большинства людей чувства важнее доводов, истории — мощнейший инструмент влияния.

Как истории помогают в учёбе

В 2004-м году в Early Childhood Education Journal вышла статья о влиянии прочитанных и рассказанных историй на дошкольников. Дети, которым эмоционально рассказывали сказки, лучше поняли смысл, запомнили персонажей и мораль. Дело в том, что рассказчик, в отличие от чтеца, активнее использует интонации, мимику и жесты. Всё это дополняет содержание сообщения, таким образом, слушатель получает больше информации.

Школьные учителя часто задают написать сочинение, но, возможно, эффективнее было бы делиться своими мыслями в устной форме. Письменный текст адресован одному учителю — вы пишете то, что оценит преподаватель. Если же своё мнение о прочитанной книге или поездке на море нужно представить всему классу, задача усложняется. Теперь нужно подумать, как удержать внимание аудитории, как заставить слушателей смеяться и удивляться вместе с вами.

Американский педагог, организатор конференций и фестивалей сторителлинга Роберт Рубинштейн более 25 лет вдохновляет школьников рассказывать истории. Одна из его учениц переехала с родителями из Австралии и первые недели плакала в столовой, потому что никто не мог понять её речь из-за сильного акцента. В конце года она выступала со своей историей перед всей школой. Ребята, которые упражнялись в сторителлинге на протяжении года, перестали бояться публичных выступлений, научились ясно излагать мысли, управлять вниманием слушателей и вызывать у них разные эмоции.

Исследования показали, что опыт сторителлинга помогает учащимся улучшить навыки письменной речи. Опытные рассказчики лучше продумывают структуру своих сочинений, умело пользуются выразительными средствами и допускают меньше грамматических ошибок, чем прежде.

Как работает сторителлинг

Уже в конце прошлого века физиологи и неврологи выяснили, как нейромодуляторы и гормоны влияют на самочувствие человека. Так, например, дофамин способствует учебной мотивации, улучшает внимание и способность запоминать. Серотонин ещё называют «гормоном радости»: его выработка приносит нам ощущение удовольствия. Под воздействием окситоцина люди склонны больше доверять окружающим и меньше раздражаться. Природные обезболивающие — эндорфины — помогают снизить чувствительность к боли и дискомфорту.

Магия в том, что харизматичный рассказчик способен вызвать у слушателей выработку нейротрансмиттеров только силой своих слов. Таким образом, сторителлер выбирает сюжет и управляет состоянием своей аудитории. Если хочет снизить критичность, вызвать сочувствие и поддержку — он расскажет трагическую историю. Для того, чтобы пробудить интеллектуальные силы слушателей, — начнёт интригующую приключенческую байку. Когда рассказчику нужно поддержать свою команду в трудный момент, он постарается рассмешить их анекдотом или шуткой.

В 2009-м году журналист Роб Уокер заработал около 600 000 рублей и доказал, что истории играют существенную роль в продажах. Он назвал свой проект «Значимые вещи». Роб потратил около 15 000 рублей и купил на аукционе eBay двести однодолларовых товаров. Среди его приобретений были, например, зажигалка, степлер, портативный фен, а также множество статуэток и игрушек. Затем он попросил две сотни писателей придумать необычные истории для каждой вещи и с новыми описаниями выставил товары на аукцион.

Благодаря авторским описаниям общая стоимость лотов увеличилась в 40 раз, хотя сами вещи не изменились. Покупатели стали воспринимать их как более ценные только благодаря историям. Легендарные вещи притягивают внимание, вызывают эмоции, а под действием эмоций люди совершают необдуманные поступки. Например, покупают сломанную фигурку «Кенгамыши» за 12 000 рублей.

«Кенгамышь», фото с сайта проекта «Значимые вещи»

Как научиться рассказывать истории

Вспомните, когда вы в последний раз видели смешной скетч, слышали грустную историю о семье друга или удивительный рассказ пожилого человека. Когда с вами искренне делятся живой историей, вы часто сопереживаете человеку и хотите понять его мысли, чувства, поступки.

Вовремя и к месту рассказанная история поможет вам наладить контакт с любой аудиторией. Вот инструкция, которой поделился тренер команд сторителлеров Роберт Рубинштейн на TEDx Talks в 2014-м году:

  1. Выберите историю объёмом 1–2 страницы.
  2. Прочтите её трижды: сначала постарайтесь понять общий смысл происходящего, потом уделите внимание внешности, речи и поступкам персонажей, затем постарайтесь представить место, освещение, запахи.
  3. Расскажите историю от начала до конца одному или нескольким слушателям.
  4. Перечитайте текст и убедитесь, что вы ничего не упустили.
  5. Расскажите историю снова.

Действуйте по плану и за полчаса вы научитесь рассказывать одну историю. Тренируйтесь каждый день, если хотите стать виртуозным рассказчиком. Чтобы ваши выступления были яснее и выразительнее, записывайте их на видео, просматривайте и оценивайте по критериям:

  • Чёткость речи — произносите звуки правильно.
  • Темп — говорите не слишком быстро и не слишком медленно.
  • Язык тела — включайте актёрские способности, добавляйте жесты.
  • Мимика и интонация — пробуйте разные способы передать эмоцию.

Умение рассказывать истории пригодится и на защите дипломной работы, и в походе у костра. Начать делиться своими историями легко: записывайте подкасты, снимайте сторис или устройте с друзьями марафон в инстаграме. Обязательно сохраните запись своего первого выступления. Через несколько недель практики вы увидите, насколько возросло ваше мастерство оратора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: