Меня бесит учитель. Что делать?

Как разобраться со своими чувствами и найти выход из ситуации

Меня бесит учитель. Что делать?
Маша Терк
Маша Терк
Исследовательница в Благотворительном фонде «Шалаш», автор Фоксфорд.Медиа

Учёба в школе может быть очень стрессовой: домашние задания, экзамены, будущее поступление в университет. К этим тревогам может добавиться и раздражение на учителя. Иногда у этого чувства есть причина, иногда — нет, но в любом случае оно явно не помогает сконцентрироваться на уроке и с интересом слушать рассказ по предмету. Разбираемся, что делать, если вас «бесит учитель» и это чувство никак не проходит само.


1. Разобраться со своими чувствами

В первую очередь важно понять, что именно вы чувствуете. Раздражение — довольно сложное чувство, в которое может входить и злость, и фрустрация (чувство, возникающее из-за невозможности получить то, что хочешь. — Прим. ред.), и усталость, и даже скука. Разобраться в своих чувствах может помочь дневник эмоций или любая другая фиксация своих чувств. Например, каждый раз, когда вы испытываете раздражение на учителя, отмечайте в заметках в телефоне следующие пункты:

  • Какую эмоцию вы сейчас испытываете?
  • Как она ощущается — и физически,и эмоционально?
  • Что стало причиной такой реакции?

Например:

«Я сейчас злюсь. У меня сжимаются кулаки, шумит в ушах и приливает жар к щекам. Учитель поставил двойку карандашом моему однокласснику, а мне на прошлом уроке отказался так делать. Это несправедливо».

Такое внимание к эмоциям может показаться избыточным и даже смешным, но так вы сможете понять, кто «виноват» в ваших чувствах. Иногда мы устаём и поэтому раздражаемся на окружающих. Если дело в этом, попробуйте проработать эти эмоции. Для этого у нас есть инструкция.

Но бывают и ситуации, когда учитель действительно ведёт себя неуважительно и грубо. Если причина эмоций всё-таки в учителе, то можно переходить ко второму этапу.

2. Разобраться с причинами раздражения

Поводов для раздражения может быть очень много, и не все они могут быть связаны с объективными причинами, например стилем преподавания. Вот самые распространённые примеры:

  • Учитель несправедлив (тут можно вспомнить пример из первого пункта про двойку карандашом).
  • Учитель неорганизован (не проверяет работы вовремя, опаздывает на уроки, путается в темах занятий, при этом не извиняется за это).
  • Учитель непоследователен (не предупреждает о контрольных работах, меняет критерии оценки на ходу, в одной и той же ситуации реагирует по-разному — когда-то наказывает, а когда-то никак не реагирует).
  • Относится снисходительно (называет «малышами» и другими уменьшительно-ласкательными словами, смеётся, когда ученик делится своими проблемами).
  • «Цепляется» к внешнему виду (требует завязать волосы, не носить кроссовки, перекрасить волосы в естественный цвет).
  • Повышает голос на учеников (кричит, когда ученик у доски не может рассказать материал).
  • Слишком мягкий, не может постоять на себя (ученики публично оскорбляют учителя, не реагируют на его замечания).
  • На уроке скучно (учитель монотонно зачитывает материал с листа, не использует презентации).
  • Странно выглядит (его одежда и причёска старомодные, могут показаться ученикам смешными).
  • Учитель нарушает границы (может подойти слишком близко, дотронуться до тела или интересоваться подробностями личной жизни ученика).
  • Учитель может ударить учеников (за нарушение правил в классе или невыполнение заданий учитель может ударить, щёлкнуть и т. д.).

3. Что делать дальше?

Когда вы разобрались со своими эмоциями и их причинами, пора что-то с ними сделать. Мы предлагаем три возможных варианта:

Самый простой (на самом деле не очень) вариант — ничего не делать

В отдельных случаях мы можем посоветовать просто смириться с ситуацией, но так стоит делать только в том случае, если учитель не совершает психологическое и физическое насилие. Если учитель кричит, оскорбляет и бьёт, то нужно сразу идти к родителям, а потом к руководству школы.

Если вам не угрожает опасность и учитель не игнорирует свои учительские обязанности, то можно оставить всё, как есть и попробовать исправить своё восприятие конкретного преподавателя. В этом может помочь тот же дневник эмоций. Если вы будете какое-то время фиксировать свои ощущения, то, возможно, причина вашего раздражения окажется не такой серьёзной или вообще не связанной с учителем. Также можно обратиться за советом ко взрослым, которым вы доверяете, или школьному психологу.

Важно помнить, что, несмотря на формальную власть учителя — он взрослый, может ставить оценки и наказывать, — вы такой же полноправный участник учебного процесса. Если вам что-то не нравится, то вы можете воспользоваться уже существующими процедурами, чтобы исправить ситуацию или как минимум разобраться в своих чувствах.

Чуть менее серьёзный вариант — поговорить с самим учителем или руководством школы

Ведение уроков для учителя уже вошло в привычку, особенно если он давно работает в школе, поэтому некоторые вещи для него могут быть неочевидны, например стиль преподавания. Вы вправе предложить учителю немного поменять программу уроков или использовать больше интерактива. Важно показать, что вы не обвиняете его в неумении вести урок, и предложить совместное решение, которое подойдёт и учителю, и вам. Если учитель не идёт на контакт или вам неловко разговаривать с ним напрямую, вы можете попробовать сделать это через классного руководителя.

Самый серьёзный вариант — замена учителя

Обязанности учителя зафиксированы в законе, поэтому, если он их не выполняет, учителя можно заменить. Если объяснять простыми словами, то учитель должен качественно обучать учеников (в полном объёме и в соответствии с особенностями возраста), создать безопасные условия обучения, соблюдать права и свободы учеников. Подробнее про смену учителя мы рассказываем в этом материале. Прибегать к замене учителя стоит, если он действительно нарушил закон или устав школы. К таким нарушениям могут относиться применение физических наказаний, нарушение физических границ, задержка проверки работ. Для этого нужно поговорить с родителями, потому что именно они могут написать заявление.

Мы понимаем, что этот разговор будет не самым приятным, поэтому перед ним подготовьте несколько аргументов в защиту вашего мнения (тут вам как раз понадобится описание ваших эмоций и действий учителя). В разговоре используйте «я-сообщения». Их смысл в том, что в описании ситуации вы говорите исключительно о своих чувствах. Например, «Я очень расстраиваюсь, когда учитель не объясняет, почему он ставит такую оценку. Я не понимаю, что именно мне нужно исправить в задании».

Читайте нас, где удобно

Рассказываем школьную программу так, что хочется учиться

Изображение на обложке: Luke Cocker / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: