Что делать родителям, если ребёнок хочет нестабильную работу

Что делать родителям, если ребёнок хочет нестабильную работу
Алена Хромова
Алена Хромова
Автор Фоксфорд.Медиа

Родители чаще всего считают, что нет ничего важнее стабильной работы, зарплаты и карьерного роста. Да и вообще всё должно быть по системе «школа, вуз, работа на всю жизнь». Дети нынешнего поколения готовы поспорить: сейчас можно хоть каждый день пробовать что-то новое. Разобрались с психологом, как поговорить с ребёнком и понять, чего именно он хочет.


АНАСТАСИЯ МИТРОФАНОВА,

практикующий психолог

Шаг 1. Определиться с понятиями

Для начала нужно разобраться, какой именно формат интересен ребёнку. Возможно, он хочет быть:

фрилансером. Такие сотрудники работают сами на себя, самостоятельно платят налоги, ищут заказчиков. Например, фрилансером может быть стилист, продюсер съёмок или копирайтер;

удалёнщиком. Такие работники часто устроены на полный день, но работают из дома или кофейни. Например, SMM-менеджеры, программисты, юристы. Но также они могут быть и фрилансерами и работать только проектно;

предпринимателем. Создавать что-то своё, открыть бизнес, продавать украшения, сделанные своими руками, — всему этому зачастую не учат в университете.

Стоит уточнить, что именно привлекает в выбранном варианте. Возможно, нравится наблюдать за блогерами, которые хорошо зарабатывают и могут многое себе позволить. Или перед глазами пример одноклассницы, которая помогает маме с бизнесом. В любом случае есть какое-то вдохновение на открытие своего дела.

После пандемии всё больше взрослых захотели уйти на удалёнку, а детей стала привлекать возможность работать на себя.

Шаг 2. Выяснить, понимает ли ребёнок все плюсы и минусы нестабильной работы

Вместе разобраться с лучшими и худшими моментами.

К позитивным точно можно отнести:

  • работу на себя, если фриланс или бизнес; в комфортной обстановке, если удалёнка;
  • возможность трудиться в любое время в любом месте;
  • низкие ставки по налогам для самозанятых;
  • отсутствие микроменеджмента и дресс-кода.

К негативным:

  • требуется высокий уровень самоорганизации;
  • много работы в выходные или позднее время суток;
  • возможная привязка с сезонному спросу на продукцию или услуги;
  • высокие риски;
  • нестабильное количество денег, трату которых сложно планировать.

Сначала уточните у ребёнка, что ему нравится, — для этого можно нарисовать карту с двумя столбцами — «+» и «–» — и дополнить вместе.

Рассмотрим подробнее на примере блогерства.

Плюсы:

  • работа на себя;
  • креативная сфера;
  • высокий доход при лояльности аудитории и высокой конверсии;
  • трендовая творческая занятость;
  • производство контента из дома;
  • нет ограничений по возрасту.

Минусы:

  • нестабильная занятость;
  • продукт может не выстрелить;
  • сложно раскрутиться;
  • часто, почти каждый день, нужно выходить в сторис или эфиры;
  • высокие расходы на рекламу, гивы, SFS;
  • необходимо постоянно следить за внешностью;
  • не будет отметки в трудовой книжке и пенсионных накоплений.

Аня Телитченко-Виноградова рассказывает: «Мы с папой начали вести блог, когда пришлось переходить в онлайн во время пандемии. Я обучалась копирайтингу, сторисмейкингу, видеографии. Это стало для меня большим скачком в профессии и заработке».

Шаг 3. Поговорить с ребёнком о навыках, которые помогут работать нестабильно

У каждого человека есть набор определённых качеств: темперамент, таланты, дела, которые получаются лучше всего. Нужно проговорить, что ребёнок умеет, что у него хорошо выходит, какие личностные качества ему могут помочь, если он решился на нестабильный заработок.

Можно попробовать зарисовать это: определить подходящие умения и то, над чем стоит поработать. После подвести итог: что имеем в этот момент, что нужно подтянуть, сколько потребуется времени.

Основные навыки, которые потребуются для нестабильной работы:

  • самоорганизация,
  • стрессоустойчивость,
  • креативность,
  • проактивность,
  • высокий уровень коммуникации,
  • умение договариваться,
  • навыки тайм-менеджмента,
  • грамотная речь,
  • самостоятельность,
  • владение системным подходом.
  • Подписывайтесь на дайджест для
    старшей средней младшей школы

    Будем вместе учиться и разбираться в сложных темах

Шаг 4. Провести тестовые пару недель, где у ребёнка будет возможность показать свои организаторские способности

Чтобы проверить самоорганизацию ребёнка, можно предложить тестовые пару недель. Нужно чётко расписать, чем он будет заниматься, в какое время, как помогать и что делать самостоятельно. При этом маме и папе не стоит напоминать об этом. Задача ребёнка — проявить себя. По истечении срока нужно вместе обсудить слабые и сильные стороны эксперимента и впечатления ребёнка.

Это может быть стажировка в компании, помощь в семейном бизнесе или даже посильная работа по дому. Необязательно оплачиваемо: ребёнок может просто помогать маме в офисе или делать снимки для «Авито». Главное, чтобы у него была зона ответственности, где он протестирует свои организаторские способности.

Шаг 5. Обсудить возможности

Например, как ребёнок видит своё будущее после школы, какие способы помочь есть у семьи. Будет ли он поступать в вуз или колледж, планирует ли переезд в другой город и подработку, готов ли обеспечивать себя сам полностью или частично. Такой разговор поможет самому ребёнку понять, на что он способен, а родителям — оценить свои возможности.

Можно предложить пройти профессиональное тестирование, побывать на мастер-классе, посетить экскурсию или город профессий, прийти на день открытых дверей в вуз или пройти стажировку в компании, просмотреть рубрику «POV: истории успеха».

Шаг 6. Договориться о будущем

Лучшее, что могут сделать родители, — задавать вопросы для осмысления задумок ребёнка. Например:

  • Как ты думаешь, какой карьерный рост у тебя может быть на этом месте?
  • Какие навыки помогут тебе добиться лучших результатов?
  • Что ты можешь сделать уже сегодня?
  • Какая помощь тебе требуется?
  • Сколько денег ты готов отложить, чтобы в ближайшее время окупить своё обучение?
  • Покажи, пожалуйста, план, как ты запустишь свой продукт.

Не стоит давить на ребёнка, заставлять и навязывать своё мнение. Это его жизнь и его профессия. Он может ошибаться, прогорать и восстанавливаться, а возможно, менять профессию.

Иллюстрация: / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: