Горе от ума: как когнитивные искажения мешают готовиться к экзаменам и сдавать их на отлично

Что нужно знать о когнитивных искажениях и как с ними бороться

Горе от ума: как когнитивные искажения мешают готовиться к экзаменам и сдавать их на отлично
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

Доверяя привычным схемам и паттернам, наш мозг попадает в ловушку и ставит нас в неловкое положение.  Это происходит от переизбытка информации: мозгу проще отсечь всё лишнее и работать с тем, что хорошо известно и привычно. Мы выяснили, о каких когнитивных искажениях следует знать, чтобы не попадать в такие ловушки и успешно проходить любые испытания, включая выпускные и вступительные экзамены.

Эффект якоря

Заключается в том, что мы держим в голове первоначальную информацию, и дальнейшие выводы и расчёты строим на её основании. Этой особенностью нашего мозга уже долгое время пользуются маркетологи, предлагая нам большие скидки на товары с изначально завышенной ценой. Учёные тщательно изучали этот эффект: так, в одном из экспериментов 1974 года студентов попросили записать три последних числа своего номера телефона, а потом ответить на вопрос: «Когда готы захватили Рим?». Те, у кого числа были меньше (например, 341) называли более раннюю дату, а те, у кого больше (например, 983) — более позднюю. В своём ответе испытуемые опирались на «якорь» — первые цифры номера.

Эффект присоединения к большинству

Широко известный как «стадное чувство», этот эффект заставляет нас делать порой нелогичные и противоречащие здравому смыслу вещи. Мнение большинства становится мнимой гарантией того, что вы всё делаете правильно. Однако зачастую именно этот эффект может привести к ошибке, так как соглашаясь с большинством, вы склонны меньше анализировать и больше доверять окружающим. Подобное происходит, когда вы слушаете подсказки из класса, стоя у доски и не зная правильного ответа.

Ошибка выжившего

Любопытный эффект, из-за которого в основу статистики ложится опыт успеха, а опыт неудач остаётся в «теневой зоне». Не менее интересна его история: во Вторую мировую войну венгерскому математику Абрахаму Вальду поручили найти решение важной задачи, касавшейся самолётов-бомбардировщиков. На военную базу возвращалась только часть самолётов, но все они были с пробоинами. Вопрос заключался в следующем: значило ли это, что пробитые места нужно усилить дополнительной защитой? Как ни странно, математик ответил, что делать этого не нужно — ведь главное, что самолёт вернулся. Дело в том, что военные осматривали только те самолёты, что возвращались на базу, но не думали о тех, что были сбиты.

То же происходит и сейчас: мы знаем историю Стива Джобса, но нам ничего не известно о тех людях, которые попробовали открыть своё дело и прогорели. Мы интересуемся успешными кейсами, в то время как потерпевшие неудачу не пишут книг и не рассказывают о своих промахах в соцсетях. Когда вы читаете истории успеха счастливых стобалльников и олимпиадников, не забывайте спрашивать себя: точно ли вам подходит их методика подготовки? Например, круглосуточное решение задач по расписанию с перерывами на сон и спорт исключают общение с близкими и друзьями — возможно, вам нужно составлять собственный график с учётом ваших потребностей. Поэтому так важны навыки критического мышления.

Ложная память

В 2013 году это когнитивное искажение получило название «эффект Манделы», когда после смерти президента ЮАР многие люди стали запрашивать в поисковых системах подробности его биографии. Выяснилось, что у многих, не знакомых между собой людей было воспоминание о том, что Нельсон Мандела умер в тюрьме. Ложная память — интересный эффект, которому посвящены десятки различных исследований. Активисты в сети коллекционируют кейсы на эту тему. Например, фразу «Спокойно, Маша, я Дубровский!» не произносил одноимённый персонаж А. С. Пушкина. Это изречение из советского фильма «Большое космическое путешествие». Кстати, проверить знание крылатых цитат вы можете в нашем тесте.

Предвзятость подтверждения

Говоря простым языком, мы верим в то, во что хотим верить. Доказательством тому служит эксперимент британского психолога Питера Уосона. Он показал студентам три числа — 2, 4, 6 — и попросил найти правило, при помощи которого выстроена эта закономерность. Большинство учеников увеличивали каждое следующее число на два. В подтверждение этой догадке они предлагали свои комбинации цифр, и лишь единицы поняли, что правило звучит так: три числа в порядке увеличения их значений. Таким образом, студенты из самой большой группы вели поиски лишь в той области, которую изначально считали правильной. Этот эксперимент подтверждает: мы ищем лишь то, что подтвердит наши догадки, а не то, что их опровергнет.

Как с этим бороться?

Самое главное в принятии решений — это осознанность. Добиться её помогут правильно поставленные вопросы. Например:

  • Почему я уверен, что именно это решение является правильным?
  • Какие контраргументы я могу противопоставить этому решению?
  • Кто или что повлияло на принятие этого решения?
  • Поддерживая мнение большинства, уверен ли я в том, что это мнение верное?

Ответы на эти вопросы помогут принять вам взвешенное решение. Помните: когнитивные искажения не дают возможности оценить картину целиком, но вас всегда выручат критическое мышление и внимательность. 

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей