Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому

Самый подробный гид, чтобы разобраться с самым весомым заданием

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому
Наталья Храмцова
Наталья Храмцова
тренер победителей ВсОШ

За сочинение можно получить максимум 24 балла. Формат предполагает свободную форму изложения мыслей, но всё-таки нужно действовать по определенному алгоритму, чтобы получить высокий балл.

Читаем задание

В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:

  1. Вступление + формулировка проблемы
  2. Комментарий к проблеме (включает два примера-иллюстрации из прочитанного текста)
  3. Позиция автора
  4. Ваша собственная позиция
  5. Аргумент в защиту вашей позиции #1
  6. Аргумент в защиту вашей позиции #2
  7. Заключение

При этом очень важно соблюдать разбивку на абзацы. Ошибочное разделение текста на абзацы обязательно приведет к снятию баллов. Лучше всего следовать схеме — один абзац на каждый пункт плана. Но допускаются и некоторые отступления от этой схемы. Например, вы можете объединить в один абзац ваш комментарий с позицией автора.

В задании указано, чего делать не надо — пересказывать текст или переписывать его — и определена нижняя планка объема — 150 слов. Если слов меньше, баллы снимут. Больше слов написать можно и даже желательно, но не забывайте о том, что вы ограничены по времени. Так что лучше выражайтесь кратко, но ёмко. Идеальный абзац состоит из 3-4 предложений.

Что нужно уметь

  • Читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу. Здесь очень важно правильно интерпретировать авторскую позицию.
  • Анализировать чужой текст. Когда вы пишете комментарий к тексту, вы демонстрируете, что умеете его анализировать: делить на смысловые части, выделять главное, видеть, какими способами автор иллюстрирует свою позицию.
  • Формулировать свою позицию по поставленному вопросу. Ваше мнение может совпадать с авторской позицией, а может и не совпадать. Главное — внятно его сформулировать.
  • Аргументировать свою позицию. Необходимо обязательно обосновать свое мнение и попытаться убедить читателей в своей правоте.
  • Логично строить свое письменное высказывание. Вы должны показать, что умеете рассуждать, то есть выстраивать мысли в связную цепочку, где одно вытекает из другого.
  • Письменно выражать свои мысли на литературном языке и соблюдать общеязыковые нормы грамотности. От вас требуется соблюдение правил грамматики и синтаксиса. Важно избегать стилистических и речевых ошибок и умение проверять свой текст на их наличие.

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста. О чем он? Какую задачу ставит автор перед читателями? О чём он размышляет?

В тексте может быть несколько проблем. Тогда лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять баллы.

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:
А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Комментируем проблему

Эта часть обычно вызывает больше всего сложностей. Проще всего написать комментарий, опираясь на информацию, которая есть в тексте и которую вам необходимо из него извлечь.

Задайте один или несколько вопросов по тексту из следующего списка:

На каком материале раскрыта проблема?

Автор может использовать цитаты, примеры из жизни или истории известных людей. В художественном произведении таким материалом становятся герои, их мысли и действия, то есть автор ставит и раскрывает проблему с помощью вымысла. Все эти нюансы вы можете отметить в комментарии.

Какие типы речи использует автор?

Три типа речи — рассуждение, описание и повествование. Если вы определили в тексте один или несколько типов речи, поделитесь вашими наблюдениями: «Автор рассказывает, что…» или «Автор рассуждает о…».

В каком стиле написан текст?

Он может быть художественным, научным и публицистическим. Отметьте это в своем комментарии.

Какие крупные смысловые части есть в тексте и как это помогает раскрыть проблему?

Отразите в комментарии структуру текста. Например, так: «Сначала автор ставит перед читателем проблему, потом переходит к рассуждениям». Таким образом, вы продемонстрируете, что знакомы с понятием композиции и умеете видеть, как структура текста влияет на раскрытие главной мысли.

Какой фрагмент в тексте наиболее важен для раскрытия проблемы?

Укажите на этот фрагмент (но не надо пересказывать его подробно) и объясните, почему он показался вам ключевым.

Какой образ или аргумент из текста показался вам наиболее убедительным?

Выделите в тексте ядро — самый впечатляющий эпизод, самый эмоциональный момент, убедительный аргумент, яркую метафору — и постройте комментарий вокруг этого ядра, расскажите, почему этот момент, по вашему мнению, так важен.

Не нужно использовать все эти вопросы, достаточно нескольких. Главное показать, что вы умеете анализировать текст и понимаете, каким образом автор донёс до вас ту проблему, которую вы сформулировали вначале. Не забывайте использовать два примера-иллюстрации из текста.

Определяем авторскую позицию

Нужно понять, как автор относится к проблеме и как он сам отвечает на вопросы, которые ставит в тексте.

Авторская позиция бывает не всегда очевидна, особенно в художественных текстах. В таком случае можно написать: «Автор не доносит прямо свою позицию, оставляя читателю простор для размышлений» или «Из текста видно, что автор симпатизирует герою, хотя это не прописано».

Выражаем собственное мнение

Мало написать, согласны вы с автором или нет. Недостаточно еще раз пересказать позицию автора как свою, необходимо сформулировать своими словами ваше личное мнение о проблеме.

Аргументируем свою позицию

  • Два аргумента обязательны.

Если аргумент только один, вам снимут баллы.

  • Необходимо опираться на свой читательский опыт, то есть привести аргумент из литературы.

Экзаменаторы хотят увидеть, что вы читаете книги. Поэтому один аргумент в защиту вашей позиции обязательно должен быть литературным, то есть взятым из книги. Второй аргумент может быть из жизненного опыта. Если ни один аргумент не опирается на прочитанные произведения, баллы непременно снимут. Лучше всего, если литературных аргументов будет два.

Можно приводить примеры не только из художественной литературы, но и из научной и публицистической. Но лучше всего подойдут те произведения русских классиков, которые вы изучали на уроках литературы. «Война и мир» Толстого, например, содержит почти всю основную проблематику, которая часто встречается в текстах для сочинений на ЕГЭ: там есть и война, и природа, и нравственные вопросы, и взаимоотношения между людьми.

  • Аргумент — это очень конкретный факт из литературного произведения или из жизни.

Абстрактное рассуждение на тему аргументом не является. В качестве аргумента можно привести образ героя или событие, описанное в произведении. То же самое касается аргументов из жизненного опыта. Можно использовать в качестве аргумента чье-то авторитетное мнение или статистические данные, но они должны быть конкретными: имя человека, почему он является авторитетом в данной области, цитаты, цифры и тому подобное.

  • Аргумент должен доказывать вашу правоту.

Постарайтесь подобрать такие аргументы, которые помогут убедить читателя в правильности вашего мнения. Подобрав аргумент, обязательно проверьте себя такими вопросами: в чем убеждает мой аргумент? что он доказывает? И приведя аргумент в сочинении, напишите ответ на эти вопросы: «Этот пример доказывает, что…», «Этот случай убеждает нас в том, что…»

Начинаем и заканчиваем

Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.

Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.

Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.

В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть еще раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.

Оформляем мысли грамотно

Сочинение — это публицистический жанр. Ваш текст должен быть написан в соответствии с требованиями к этому жанру.

В сочинении не должно быть:

  • Разговорной лексики
  • Грубых и нецензурных слов
  • Научных терминов и оборотов
  • Канцеляризмов
  • Излишней высокопарности
  • Устаревших слов и выражений

Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику.

Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?

👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей