Как я готовился к «Физтеху» и чему научился на Физтехе

Почему роботы не оставят нас без работы, а физика — не главное для выпускника МФТИ

Как я готовился к «Физтеху» и чему научился на Физтехе
Глен Кацай
Глен Кацай
Глен Кацай — выпускник курсов «Фоксфорда», специалист по коммерциализации научных разработок

«Фоксфорду» — 10 лет. Нам небезразлична судьба наших выпускников, мы радуемся их успехам и достижениям. В честь юбилея мы сделали с ними специальную серию интервью. Сегодня про свою жизнь в школе и после неё рассказывает Глен Кацай, ученик наших курсов по физике, выпускник МФТИ, специалист по коммерциализации научных разработок.

Школьные годы я провёл в Новосибирске: сначала учился в частной школе, а через четыре года перешёл в муниципальный лицей. У меня всегда была склонность к языкам и литературе, однако в восьмом классе я выбрал физико-математическое направление. Как говорили в моём окружении: «Физик может стать журналистом, а журналист физиком нет». В старшей школе учился на «4» и «5», но большого значения отметкам никогда не придавал.

После 9 класса отец показал мне, что из себя представляют олимпиады по математике и физике. Я понял, что перечневые олимпиады — отличная возможность поступить на бюджет в столичный вуз, и стал участвовать в них. Олимпиады похожи на спорт, и мне нравилось состязаться. Со временем я осознал, что олимпиады — это больше, чем просто соревнование, они расширяют взгляд на многие вещи.

Моя стратегия подготовки к олимпиадам

Онлайн-обучение

В лицее отлично преподавали математику, однако мне хотелось побеждать в олимпиадах по физике. Я стал искать способ «прокачаться» в этом предмете. Физика для меня была «гуманитарным» предметом, в котором есть место воображению. В задачах по физике важно понимать процесс — это меня и привлекло. Математику я рассматривал как прикладной инструмент.

Моей первой олимпиадой была заочная олимпиада «Физтех». Она проходила в один тур, а затем на портале «100ЕГЭ» (так «Фоксфорд» назывался до 2014 года) показывали видеоразбор. Мне понравилось, как преподаватель Михаил Юрьевич Замятнин объяснял сложные вещи простым языком: структурировано и доступно. Я бывал на лекциях университетских преподавателей и замечал, что они сложно объясняют, используя понятия, которые в школе не проходят. Михаил Юрьевич учил решать задачи и излагал материал без лишних премудростей.

После разбора олимпиады я изучил сайт «Фоксфорда» и нашёл онлайн-курс по физике, который мне подошёл. Я решил учиться онлайн, потому что увидел понятную программу обучения, хорошие отзывы и современного преподавателя. Можно было не просто купить видео, а заниматься в семинарском режиме, задавать вопросы и обсуждать решения.

Очные занятия и самостоятельная работа

После 10 класса я поступил в СУНЦ НГУ — физико-математическую школу при Новосибирском университете, но в итоге от перевода отказался. Для учёбы в «сунце» мне пришлось бы переехать в общежитие и адаптироваться к новой среде, на что не было времени.

Вместо этого я решил изучать физику и математику самостоятельно: в ЗФТШ МФТИ, по онлайн-курсам и различным сборникам (например, С. М. Козела). Также в СУНЦ НГУ я посещал занятия экспериментальной физике. Их вела Юлдашева Мария Рашидовна — сильнейший преподаватель физики в Новосибирске.

Как я выбирал вуз

Стратегия подготовки себя оправдала — я набрал максимум баллов на олимпиаде «Физтех», сдал ЕГЭ по русскому на 100 баллов, по математике и физике на 84 и поехал в Москву. Как выпускник из далёкого города, поначалу я хотел поступить в «лучший вуз страны» — МГУ. Весной 11 класса я «погулял» по интернету в поисках информации о вузах, а затем поговорил с родителями, которые разбираются в вопросах образования. В результате размышлений и обсуждений в моём списке университетов остались МФТИ, МИФИ и МГУ.

По приезде в Москву я попал в школу для абитуриентов, которую проводит МФТИ. Другие столичные вузы, например, «Вышка» и «Бауманка», предоставляют абитуриентам общежитие на период приёмной кампании, но только Физтех предлагает насыщенную образовательную программу.

Мне очень понравилась атмосфера Физтеха: на 10 дней абитуриенты заселились в кампус вуза, а студенты проводили экскурсии, рассказывали, что, где и как. Я познакомился с преподавателями, студентами и другими выпускниками, увидел огонёк в их глазах и решил, что лучше будет поступить именно сюда.

Почему я не спешил выбирать специальность

В старших классах я не особо задумывался, на кого идти учиться. Если посмотреть перечни специальностей, можно увидеть что-нибудь вроде «проектирование, производство и эксплуатация ракет и стратегических комплексов». Если ошибиться с выбором при поступлении, можно прожить зря 4-5 лет.

На Физтехе направления изначально задаются широко, например, математика и физика или математика и информатика. В процессе учёбы студенты знакомятся с разными специальностями, можно даже переходить между факультетами. Базовую кафедру обычно выбирают на 2-3 курсе. Как правило, люди делятся на две категории: одни «идут в науку», другие выбирают что-то менее теоретическое.

За два года на Физтехе я понял, что принадлежу ко второй категории людей. Во время лабораторных опытов у меня не дрожали от волнения руки и не искрился взгляд. Я получал специализацию на кафедре плазменной энергетики, но уже в годы учёбы стал искать себя в разных сферах. Так я стал участвовать в кейс-чемпионатах — соревнованиях по решению бизнес-задач.

Как началась моя карьера в сфере инноваций

Первый опыт работы я получил на стажировке неполного дня в компании McKinsey. После решения нескольких бизнес-кейсов мне захотелось работать в консалтинге. Как «технарь» я выбрал консалтинг в сфере IT и пришёл стажироваться в компанию Deloitte.

Deloitte — одна из крупнейших международных компаний в сфере консалтинга и аудита. Наш отдел консультировал клиентов — предприятия, которым нужно автоматизировать бизнес-процессы. Например, фирма получает заявки через сайт, рассылает письма клиентам, продаёт товары и хочет ускорить и удешевить эти процессы. Специалист консалтинговой компании изучает рабочие процессы фирмы, анализирует их и подбирает подходящую программную платформу. Наиболее популярный тип платформ — CRM-системы для управления взаимоотношениями с клиентами. При этом нельзя просто взять готовое it-решение, его нужно адаптировать под потребности и бизнес заказчика.

За полтора года работы в IT-консалтинге я «вырос» до позиции старшего консультанта. Мне доверили вести весь цикл работ: анализировать бизнес-процессы клиента, строить архитектуру целевой системы, ставить задачу разработчикам и управлять процессом внедрения.

Работа в лаборатории МФТИ и магистратура

После бакалавриата я поступил в магистратуру МФТИ на базовую кафедру Российской венчурной компании — «Управление технологическими проектами». Образование и опыт работы в консалтинге помогли понять, что мне интересно не просто внедрять решения, а создавать продукты на основе современных технологий. Так я познакомился с командой учёных из лаборатории нейронных систем и глубокого обучения.

Задача учёных — научить машину понимать смысл сказанного человеком. Специалисты МФТИ участвуют в международном проекте iPavlov: разрабатывают и изучают нейросети, создают библиотеки, чтобы программисты писали собственные программы общения компьютера и человека.

Мою должность можно назвать «менеджер проекта» или продукта, хотя продукта как такового ещё нет — я занимаюсь коммерциализацией разработок. Учёные проводят прикладные исследования, а я синхронизирую их работу с трендами рынка: связываю науку с бизнесом, чтобы превратить технологии в востребованный продукт. В магистратуре нам рассказывают, как устроен венчурный рынок, как работают стартапы и технологические компании, а я применяю полученные знания в работе.

Сейчас мы взялись за прототипы ботов, которые помогают клиенту ответить на часто задаваемые вопросы и решить рутинные задачи, например, заполнить анкету или заказать товар. Наша команда учит машину понимать смысл, а не реагировать в соответствии с заданным шаблоном — в этом и состоит главная особенность наших решений.

Размышления о выборе специальности и университетском образовании

Я против того, чтобы в школьные годы задумываться, кем стать в будущем. Этот подход устарел лет тридцать назад, поскольку тренды постоянно меняются.

В 2012 было модно заниматься разработкой ПО, работать в международных IT-корпорациях. В 2014 году появился тренд на «бигдату» — технологии обработки увеличенных объёмов данных. Все про это слышали, но мало кто разбирается в вопросе. Сейчас хайп вокруг Big Data спадает, а в моду вошёл ИИ — искусственный интеллект: запускаются стартапы и акселераторы, реализуются государственные программы поддержки, тема освещается в медиа.

В школе нужно заниматься тем, что тебе интересно. Например, программирование может привести к карьере веб-разработчика или к работе с микропроцессорами — не стоит загадывать заранее. В университете нужно присматриваться к тому, что есть вокруг, пробовать себя в разных сферах. Важно не нацеливаться на конкретную профессию, а быть готовым адаптироваться к условиям рынка, чтобы быть востребованным специалистом.

Я окончил Физтех, но не могу сказать, что математика и физика мне сейчас помогают в жизни. Может, я и не скажу, какое неравенство в такой-то теореме из гармонического анализа, но я прочитаю учебник и вспомню. Дело не в том, чтобы заучить книжки от корки до корки. Физтех — это сообщество заведомо умных, интересующихся людей, с которыми приятно и общаться, и работать. Моё образование — это способность обрабатывать большое количество информации, а ещё смелость и умение решать сложные задачи. Например, на старших курсах я мог приехать в университет после встречи с клиентом и сразу вычислить тройной интеграл.

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей