Из биолога в гуманитарии за полгода

Выпускница физико-химического класса о том, как победила в «Высшей пробе» по истории и обществознанию и что на самом деле даёт подготовка к олимпиадам помимо поступления

Из биолога в гуманитарии за полгода
Татьяна Ускова
Татьяна Ускова
победила в «Высшей пробе» и поступила в НИУ ВШЭ

Я училась в физико-химическом классе и считала, что на гуманитарный факультет поступают только фанатичные историки, которые назубок знают все битвы с половцами и реформы Екатерины II, перед сном читают берестяные грамоты, а на олимпиады ходят ради развлечения. Забавно, но в итоге я оказалась на месте того самого историка-олимпиадника, стала победителем и призёром «Высшей пробы» по обществознанию и истории и поступила в НИУ ВШЭ на отделение культурологии.

Как всё началось

В детстве я хотела стать и модельером, и режиссёром, и даже директором цирка. В начальной школе я загорелась ветеринарией и перешла в школу с естественнонаучным уклоном. На занятиях в биолого-химическом классе оказалось, что мне страшно резать даже червей. Я перевелась на физико-химическое направление, а к девятому классу и вовсе решила, что естественные науки не для меня, и я хочу быть гуманитарием.

Я смутно понимала, что гуманитарные науки связаны с историей и литературой. Мои знания ограничивались чем-то вроде «Кажется, Пётр I был до Екатерины II…» — поступить с таким багажом на исторический факультет было невозможно. При этом уходить из школы, в которой гуманитарным предметам уделялось ничтожно мало внимания, я не хотела.

Активно готовиться к олимпиадам я начала в 10 классе, не имея базы ни по истории, ни по обществознанию. Мне случайно попала в руки брошюра о факультете довузовской подготовки (ФДП) в Высшей школе экономики — так я оказалась в группе подготовки к олимпиадам, а через полгода у меня уже был диплом «Высшей пробы» I степени по обществознанию.

Благодаря ФДП и олимпиадам я поступила в вуз и окончила школу без стресса. Это очевидные плюсы. На самом деле за дипломом олимпиады стоит не менее важный процесс — подготовка к ним.

Что даёт подготовка к олимпиаде 

Удовольствие от процесса. Учителя привили нам замечательную привычку — ходить на олимпиады просто из интереса. Уже в 10 классе на обществознании мы читали Канта и Гегеля, а на истории у меня немела рука — столько новых подробностей приходилось записывать. Мне все давалось в разы сложнее, так как большинство ребят интересовались историей прежде. Я впервые слышала о половине событий и поначалу не понимала, как они связаны и зачем мы так подробно всё разбираем.

Со временем я втянулась, и на олимпиадных курсах полюбила историю, стала разбираться в ней. Олимпиады стали для меня интеллектуальным удовольствием, в котором процесс важнее результата.

Друзья. В олимпиадной группе на ФДП я подружилась с ребятами, которые всерьёз интересовались предметом. Мы жарко спорили за пределами аудитории, обсуждали «Критику чистого разума» в соцсетях и создавали мемы с историческими деятелями. По вечерам в здании ФДП мы производили такой фурор, что заслужили прозвище — «группа бешеных абитуриентов».

Профориентация. На курсах подготовки к олимпиадам я узнала чем, как и где я буду заниматься — выбрала вуз. Мы занимались с университетскими преподавателями, которые написали учебные пособия, глубоко знали предмет и умели увлечь им.

Однажды нашего преподавателя заменяла сотрудница кафедры, от которой я впервые услышала о культурологии. Она рассказала, какие исследования проводят культурологи, и эта специальность стала для меня номером один.

Разборчивость. Я настолько заинтересовалась историей, что читала всё, что попадалось под руку даже в школе и на уроках, и на переменах. Но в процессе подготовки к олимпиадам я поняла, что исторические исследования мне быстро наскучивают. Философия показалась слишком абстрактной и отвлеченной от реальности. Филология пугала привязанностью к текстам и языкам. Я поняла, чем точно не хочу заниматься.

Репетиция университетской жизни. И подготовка, и сами олимпиады оказались отличной тренировкой учёбы в университете. ФДП повторял структуру ВШЭ, так что модули, рейтинг, десятибалльная шкала или четыре сессии не стали для меня сюрпризом на первом курсе. Занятия на курсах проходили в формате лекций и семинаров, на которых нельзя отмолчаться, и мы все привыкли получать критические комментарии к своим ответам.

Что важно запомнить

  1. Не бойтесь кардинально менять направление подготовки. Вы были физиком всю жизнь, но вдруг почувствовали тягу к литературе и языкам — это нормально.
  2. К вузовской олимпиаде можно подготовиться за полгода. Главное — правильно выбрать способ подготовки и отдаваться процессу на 110%.
  3. Относитесь к олимпиадам как к интеллектуальному соревнованию. Вы сможете лучше справляться с волнением, рассчитывать время и концентрироваться на заданиях.
  4. Даже если вы не победите в олимпиаде, вы сможете лучше понимать себя, а углубленные знания по предмету точно не помешают вам на ЕГЭ. 

Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?

👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей