Победы в олимпиадах, золотая медаль и поступление на бюджет МГУ

История выпускницы «Фоксфорда», которая выбрала верную стратегию и добилась всех целей

Победы в олимпиадах, золотая медаль и поступление на бюджет МГУ
Мария Чибисова
Мария Чибисова
студентка физфака МГУ

В начале лета я получила результаты олимпиад и поняла, что мне не нужно сдавать ЕГЭ по математике и русскому. У меня было два диплома, которые гарантировали поступление без вступительных испытаний в МГУ.

Из интереса я всё-таки сдала не только физику, но и необязательные экзамены. Мои результаты: физика — 97 баллов, русский язык — 89, профильная математика — 82. Расскажу о двух самых плодотворных годах учёбы в школе: что мне помогло получить медаль, победить в олимпиадах и сдать ЕГЭ.

Отличная учёба и профильные курсы

В начальных классах я не любила математику, в средней школе увлекалась английским и даже участвовала в олимпиадах. У меня были разные хобби: гитара, астрономия, рисование, но в конце концов я поняла, что техническая сфера мне ближе. Изучение точных наук открывает более широкие перспективы, чем просто знание языка, поэтому после 9-го класса я поступила в физико-математический лицей.

Я решила сфокусироваться только на профильных предметах и не думала о медали. Однако через некоторое время оказалось, что выполнять требования учителей при грамотном подходе не так сложно. Одним предметникам важны домашние задания, другие большее внимание уделяют устным рассуждениям и работе на уроке. Как только я разобралась во всём, оценки стали лучше, хотя сдавать работы по всем предметам по-прежнему было нелегко. Золотая медаль — серьёзный труд, к которому часто прикладываешь больше сил, чем к поступлению и сдаче экзаменов.

Своевременный выбор вуза, направления и стратегии

Вуз я выбрала ровно два года назад, когда пришла на собеседование в лицей. Мой школьный учитель, Ерёмин Сергей Викторович, сказал, что при упорной работе я смогу поступить в Физтех, МГУ или МИФИ. Тогда я поняла, что МГУ — уже не просто детская мечта, а вполне осуществимая цель.

В средней школе я участвовала в муниципальных этапах олимпиад, но по-настоящему начала готовиться и побеждать в старших классах. В лицее я узнала о перечневых олимпиадах и о льготах, которые получают призёры. Все два года я усердно готовилась с прицелом на диплом победителя, чтобы поступить в МГУ.

Режим дня, график занятий и время для отдыха

В будние дни уроки начинались в 8:30, поэтому я вставала в 6 утра, собиралась и завтракала. В лицей и обратно я ездила на электричке — 20 минут в пути. После 7 уроков в некоторые дни проходили дополнительные курсы до 16:00 или 18:00. После школы я отправлялась домой.

Домашку я старалась сделать в промежутке между основными уроками и дополнительными занятиями в лицее либо в электричке. Дома решала олимпиадные задания прошлых лет и смотрела курсы «Фоксфорда».

По субботам я посещала дополнительные занятия по физике в лицее с 10:00 до 16:00. В воскресенье участвовала либо в отборочных турах, либо в заключительных этапах олимпиад. На протяжении трёх месяцев у меня были заняты все выходные. Мне было очень тяжело и порой хотелось всё бросить, накапливались стресс и усталость. Однако все мои труды принесли результат, это было не напрасно.

При таком плотном графике учёбы мне было просто необходимо отдыхать. Иногда я позволяла себе целую неделю не готовиться к олимпиадам дома — не смотрела курсы и ничего не решала. Иногда пропускала субботние занятия в лицее. В такие дни я просто отключала мозг: смотрела видео на ютьюбе, листала ленту в социальных сетях и переписывалась с друзьями.

Мотивация и поддержка

Чтобы побольше узнать об университете и факультете, я познакомилась со студентами первых курсов МГУ, Бауманки, ВШЭ и МИФИ. С кем-то мы вместе учились в лицее, других я просто нашла в социальных сетях. Иногда я брала контакты у общих знакомых и потом писала студентам с просьбой поделиться опытом. Я хотела поступить в МГУ, но на всякий случай прорабатывала другие варианты: спрашивала студентов о плюсах и минусах учёбы на разных факультетах. Я решила, что запасным вариантом будет МИФИ: проходной балл в этот вуз ниже, чем в МГУ, а учиться тоже интересно.

После ЕГЭ я стала расспрашивать ребят с физфака МГУ про преподавателей, студенческие организации и льготы. Мне хотелось узнать, как не волноваться перед олимпиадой, не перегореть в процессе подготовки. Так я узнала про лекции, практику, экзамены, а ещё мне подсказали, какие разделы математики и информатики стоит повторить. Удивительно, но многие студенты интересовались моими успехами на протяжении всего учебного года.

Фото с отрядом в очной школе «Фоксфорд» в феврале 2020 г.

Подготовка, олимпиады и ЕГЭ

Самостоятельные занятия

В период подготовки я самостоятельно решала олимпиадные задания прошлых лет и задачи из вузовских сборников. Я пользовалась следующими пособиями:

  1. «Элементарный учебник физики (в трёх томах)» под редакцией Г. С. Ландсберга или учебник физики для 10–11 классов Г. Я. Мякишева и соавторов.
  2. «Методическое пособие по физике для старшеклассников и абитуриентов», Ю. В. Чешев.
  3. «Физика. Задачник-практикум для поступающих в вузы. Учебно-методическое пособие», В. А. Макаров, С. С. Чесноков.
Моё рабочее место дома

Онлайн-курс

Курс Михаила Александровича Пенкина я посмотрела дважды: летом 2019 года и в этом учебном году. Михаил Александрович очень харизматичный, и у него свой метод преподавания. Он делает подборку задач, на которых показывает все методы решения, а домашние задания немного отличаются от материала урока. В результате у школьников появляется возможность подумать самостоятельно, а не просто решать по образцу. На этих курсах ученики заинтересованы в написании олимпиад, так что можно найти единомышленников.

Очная школа

В августе 2019 года я решила, что поеду в школу «Физтех». Невозможно успеть прорешать абсолютно всё, поэтому я старалась максимально «прокачаться» и использовала разные ресурсы. Тогда я ещё не была уверена, что пройду на заключительный этап олимпиады от МФТИ. У меня было три аргумента в пользу поездки:

  • материал не пересекался с онлайн-курсами;
  • я могла погрузиться в физику, ненадолго забыв про другие предметы;
  • и ещё я не сомневалась, что «Фоксфорд» вовремя довезёт нас к началу олимпиад.

В феврале 2020 года состоялась очная школа «Фоксфорд», где мы 10 дней занимались жёсткой олимпиадной подготовкой. Это был удивительный опыт. Я ощутила атмосферу здоровой конкуренции и встретила будущих однокурсников. Было круто, правда, потом пришлось разгребать долги по учёбе в лицее.

Олимпиадный опыт

Я считаю, что полезно участвовать в наибольшем количестве олимпиад. Благодаря такому опыту я привыкла к стрессовой обстановке, узнала, какие бывают задания, научилась критически мыслить. В отличие от ЕГЭ, задания олимпиад не делятся на лёгкую и сложную части. Поэтому сначала приходится анализировать всю работу и распределять время, и только после этого решать задачи.

Самое главное — получить полный балл за то, что умеешь решать, и максимальный за то, что можешь решить частично. Даже если встретилась страшная и незнакомая задача, стоит попробовать её решить. Часто половину баллов удаётся получить, записав только основные уравнения и законы.

В олимпиадах есть место везению, поэтому результат бывает непредсказуем. Например, некоторые олимпиады II уровня для меня были легче, чем III. Иногда готовишься и рассчитываешь на диплом одной, а выигрываешь в другой.

Я волновалась, но со временем научилась справляться с эмоциями. Я поняла, что стресс бывает полезен: он помогает отключиться от всего остального и сосредоточиться только на заданиях. Волнение делает меня менее мультизадачной, и мозг лучше концентрирует внимание на важных вещах.

Лучше начинать со знакомых задач, а комбинированные и ёмкие откладывать на конец. Когда решаете сложные задания, есть опасность увлечься и потерять счёт времени. Я делала быстрые расчёты на черновике, не тратя время на полное оформление, а затем сразу расписывала решение в чистовике.

У меня дипломы призёра III степени в Межведомственной олимпиаде, призёра II степени в олимпиаде «Физтех» и победителя в олимпиаде «Ломоносов».

ЕГЭ

Я занималась углублённой программой по физике и математике на обычных, на очных и экспресс-курсах «Фоксфорда» и регулярно готовилась к экзаменам дома.

На экзамене по физике сначала лучше ознакомиться со второй частью работы. Пока решаешь тестовые задания, есть возможность подумать над более сложными вещами. На олимпиадах мне обычно не хватало времени, а ЕГЭ по физике я сдала за 20 минут до конца экзамена.

Чтобы успешно сдать ЕГЭ, нужно писать пробные тесты и участвовать в олимпиадах. Причём важен не результат, а умение работать в стрессовой ситуации. В основном я готовилась к олимпиадам, и полученные знания приложились к ЕГЭ. Когда занимаешься олимпиадной подготовкой, то занимаешься физикой, а когда занимаешься физикой — готовишься к экзамену.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: