Что такое современное искусство и почему это столько стоит

Скрытые смыслы и знание контекста

Что такое современное искусство и почему это столько стоит
Анастасия Чекрыжова
Анастасия Чекрыжова
Менеджер детских и подростковых программ Музея «Гараж».

Мы испытываем разные эмоции, когда смотрим на работу художника. Восхищение и гнев, смех и слёзы часто перемешиваются с непониманием и даже злобой. «Как это может столько стоить? Он же нарисовал это за час или два! Да ведь я могу так же!» — подобные мысли невольно проносятся в голове, когда мы узнаём стоимость произведения.

Автор «Фоксфорд.Медиа» и менеджер детских и подростковых программ Музея «Гараж» Анастасия Чекрыжова выбрала четыре работы с баснословными ценниками и объяснила, почему произведения стоят своих денег.


Дэвид Хокни. «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)»

$90,3 млн (~6,5 млрд руб.)

CHRISTIE’S IMAGES LTD. 2018

В 2018 году 81-летний Дэвид Хокни стал самым дорогим ныне живущим художником в мире. Его картина «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» была продана на аукционе Christie’s за 90,3 миллионов долларов.

Бассейны — ключевая тема творчества Хокни. Он начал писать их ещё в 60-е годы, когда переехал в Калифорнию. В отличие от других знаменитых художников (например, импрессионист Клод Моне рисовал пруды с кувшинками, а маринист Иван Айвазовский мастерски писал морские пейзажи) Хокни открыл новое видение водной темы.

Он заметил поражающие воображение визуальные особенности: в отличие от природных водоёмов с мутным дном, бассейн отражает свет. Так, на картине получаются «танцующие» линии, которые превращаются в «вибрирующее движущееся зеркало». Самая известная работа из серии с бассейнами — «Портрет художника», в которой Хокни изображает своего друга Питера Шлезингера, стоящего у кромки бассейна, и плывущую под водой фигуру.

Джефф Кунс. «Собака из воздушных шаров (оранжевая)»

$58,4 млн (~4,4 млрд руб.)

CHRISTIE’S IMAGES LTD. 2013

Американский скульптор Джефф Кунс начинал свою карьеру как сотрудник MoMA (Музей современного искусства, Нью-Йорк), где работал в отделе фандрайзинга и привлекал в музей денежные средства на выставочную деятельность. Будучи заинтересованным в развитии, Кунс приносил музею более 3 миллионов долларов в год. Таким же успешным он стал и в своём искусстве: его знаменитые стальные скульптуры игрушек из воздушных шаров изумляют своими размерами (более 3 метров) и весом (до тонны). Творчество Кунса яркое и притягательное, оно поражает уникальным подходом к работе с материалом. Предугадывая желания аудитории, коллекционеров и критиков, Кунс создаёт китчевое искусство, которым парадоксальным образом хочется обладать.

Оранжевая собака стала самой дорогой в серии из пяти разноцветных собак-скульптур: вдохновением для них послужили знаменитые портреты Мэрилин Монро, которые создал Энди Уорхол. У Кунса есть и другие «надутые» животные — обезьяны, цветы, змеи, зайцы.

Дэмьен Хёрст. «Королевство»

$14,4 млн (~1,6 млрд руб.)

PHOTOGRAPHED BY PRUDENCE CUMING ASSOCIATES ©
DAMIEN HIRST AND SCIENCE LTD.

Ещё один современный художник, который берёт за основу своих произведений животный мир (правда, в отличие от Кунса, в несколько мрачном ключе) — британский мастер Дэмьен Хёрст. Он стал известен благодаря своей серии инсталляций с чучелами животных в формальдегиде. Художник подверг бальзамированию корову и телёнка, овцу, зебру и даже фейкового единорога.

Самой дорогой работой из этой серии стало «Королевство» — помещённая в формальдегид акула. На создание произведения молодой художник потратил около 10 000 фунтов стерлингов (~400 000 руб.). Помещая акулу из естественной среды обитания в пространство галереи, художник хотел столкнуть зрителя с его персональными страхами, прежде всего со страхом смерти. Такой дерзкий подход не мог остаться незамеченным: работа Хёрста стала знаковой в современной истории искусств, что и повлияло на её стоимость.

Джорджия О’Киф. «Дурман»

$44,4 млн (~3,3 млрд руб.)

GEORGIA O’KEEFFE MUSEUM PHOTOGRAPH:
GEORGIA O’KEEFFE MUSEUM

В 2014 году самым дорогим произведением женского искусства стал «Дурман» американской художницы Джорджии О’Киф. Она знакома фанатам культового сериала «Во все тяжкие»: в третьем сезоне Джесси и Джейн посещают музей Джорджии О’Киф в Санта-Фе и изучают её абстрактную работу My Last Door.

Однако художница стала знаменита не своими абстракциями, а атмосферными, визуально наполненными полотнами с цветами. Сама художница говорила, что цветы — идеальные «модели» для её картин: неприхотливы, молчаливы и стоят намного дешевле живых моделей.

Ещё при жизни Джорджия О’Киф стала самой дорогой американской художницей и иконой фем-движения. В 40-е годы её ретроспективы проходили в знаменитых американских музеях: Чикагском институте искусств и в Музее американского искусства Уитни. Ранее такой чести могли добиться только художники-мужчины.


Разобраться, почему работа столько стоит, помогает знание контекста. Например, художник первым увидел мир иначе и придумал свою уникальную технику — с этого момента видение художника становится частью истории искусства, а цена на его произведения кратно возрастает.

Так было и с дриппингом («разбрызгиванием») Джексона Поллока, которого по аналогии с Джеком Потрошителем (Jack the Ripper) прозвали Jack the Dripper, и с zips («молниями») Барнетта Ньюмана, или же с color block («живописью цветового поля») Марка Ротко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: