Зачем понимать шедевры визуального искусства

Почему искусство даёт +100500 к эмоциональному интеллекту, и как быстро разобраться в живописи и архитектуре

Зачем понимать шедевры визуального искусства
Мария Клименко
Мария Клименко
искусствовед, сотрудник Пушкинского музея, преподаватель «Фоксфорда»

Все знают «Джоконду» кисти Леонардо да Винчи или «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, но мало кто знает секрет их популярности. Например, «Мона Лиза» обрела всемирную известность благодаря краже из Лувра в 1911 году, а затем исчезновению в годы Второй мировой войны. «Чёрный квадрат» вовсе не квадрат и не чёрного цвета. Что важно знать об известных произведениях искусства и как прокачать культурность за несколько вечеров — рассказывает Мария Клименко.

Что считать шедевром искусства

Чёткой грани между искусством и неискусством никогда не было и быть не может. Есть вещи, которые со временем войдут в учебники и окажутся в музеях, а другие забудутся. Например, в начале XIX века жил и работал художник Александр-Габриэль Декан. Он был очень популярен, его работы обожали, а Эжен Делакруа, автор «Свободы, ведущей народ», считал его мастером и своим учителем. Сегодня про Декана почти никто не знает, а картины Делакруа на слуху.

Не всякое проявление творчества считается искусством. В европейских языках слово art восходит к латинскому ars — «ремесло, занятие». В русском языке искусство имеет общий корень с «искушением» и означает «испытание, опыт». Таким образом, занятие искусством предполагает тренировку навыков, а чтобы создать выдающееся произведение — шедевр, нужно достичь определённого мастерства.

Можно говорить о шедевре конкретного художника, направления в искусстве или исторической эпохи. Эдуард Мане в 1865 году выставил в Парижском салоне «Олимпию» — обнажённую женщину, которая в упор смотрит на зрителя. Публика встретила картину агрессивно: некоторые пытались плюнуть в бесстыдницу или проткнуть холст зонтиком. Удивительно, что «Венера Урбинская» Тициана при этом вызывала восхищение и одобрение. Зрители были не готовы видеть нагую современницу, и заслуга Мане в том, что он осмелился показать её. «Олимпия» стала шедевром.

Искусство долгое время было формой для прекрасного содержания: Парижская Академия — изящных искусств, Пушкинский — музей изящных искусств. Однако с появлением фотографии и кино изящное уходит. В XX веке передавать мир в натуралистичной манере уже не интересно: зачем стараться, ведь картина не сравнится со снимком. Деятели искусства ставят перед собой новые задачи.

Важный вопрос для художника нового времени: «Может ли искусство делать красиво в мире, где произошли мировые войны, где в печах сжигали людей, где были холокост и Аушвиц?». Кто-то говорит, что искусство должно вскрывать больные темы, показывать зрителю острые проблемы современности. Другие, например, Анри Матисс, создают работы, которые радуют глаз.

Анри Матисс, «Танец II», 1910

Чтобы сотворить шедевр, необходимо впитать культурный код своей эпохи и опереться на опыт предшественников. Потребовались сотни лет и тысячи изображений Мадонны с младенцем, чтобы в 1917 году Марсель Дюшан перевернул писсуар. Произведением искусства этот сантехнический объект сделали воля и автограф французского художника. Если бы Леонардо да Винчи переворачивал писсуары, на него бы смотрели как на идиота. Дюшан делает это в XX веке, когда всё по-другому.

Марсель Дюшан, «Фонтан», 1917 г., фотография А. Стиглица

Зачем интересоваться тем, что не нравится

Мы воспринимаем мир эмоционально, и первая реакция на картину: нравится — не нравится. Однако, зная историю произведения искусства, вы почувствуете гораздо больше. Например, у меня была долгая болезненная борьба с художниками эпохи Возрождения, особенно с Рафаэлем. Я никак не могла понять, что в нём такого находят. Ситуацию спасли музеи.

В Италии я увидела множество работ Рафаэля вживую. Помню, как стояла в Ватикане перед «Афинской школой» и просто обалдела от того, насколько это потрясающая фреска. Там такое всё человечное: философы — это не какие-то великие мыслители, а очаровательные настоящие люди, которые с диким интересом обсуждают и подсматривают, что делают их коллеги, изучают сообщающиеся сосуды. Я осознала, насколько надо любить жизнь и людей, чтобы это запечатлеть: Рафаэль Санти — гений.

Рафаэль Санти, «Афинская школа», 1510–1511

Другой пример связан с архитектурой XX века. Я была убеждена, что терпеть её не могу, пока не попала на экскурсию по московскому конструктивизму. Это был второй курс магистратуры, и мне стоило уже научиться любить XX век.

Девушка, которая вела экскурсию, так интересно объясняла, что я начала иначе смотреть на здания. В конце экскурсии мне казалось, что типовая застройка — это самые красивые дома всех времён и народов. С того момента я решила: «Если мне что-то не нравится, я попробую с этим пожить, разобраться».

Абстрактное искусство может нравиться, потому что зрителю приятно сочетание цветов. Других отталкивает отсутствие структуры и знакомых объектов. Дело в том, что мозгу легче воспринимать привычные образы: человека, собаку, лес. Если на картине нет чётких форм, мозгу приходится напрягаться, а он этого избегает. Поэтому непонятное часто вызывает негативные эмоции, ведь у нас нет стереотипа для обработки этой информации.

На выставке абстрактных картин важно понимать, что это направление живописи появилось в ответ на открытия в психологии. Некоторые художники пытались осмыслить теорию бессознательного Зигмунда Фрейда и погрузить зрителей в медитативное состояние. Тогда получается, картины абстракционистов — это чистое искусство, которое воздействует на мозг напрямую.

Любовь и интерес к искусству развивают эмоциональный интеллект, способность сопереживать. Если вдумчиво рассматривать картины, пытаться проникнуть в мысли художника, вы увидите историю, которую он пытался рассказать на холсте. Каждая работа родилась в ответ на внешние обстоятельства под влиянием внутренних побуждений автора. Чтобы это расшифровать, нужно немного углубиться в историю. Человек, который может осмыслить шедевр, становится счастливее.

Два способа понять искусство

Мода на искусство, художников, архитекторов и скульпторов подсказывает нам, что красиво, а что нет. Однако популярность или цена работы может ввести в заблуждение. Например, в 2003 году эпатажный художник Дэмьен Хёрст через агента приобрёл свою же работу на аукционе. Если одна работа продана за 10 млн, то и другую можно будет выставить за крупную сумму. Поэтому вам придётся самостоятельно решить, достойны ли инсталляции Хёрста внимания.

Хронологический

На факультете искусствоведения студентов обычно знакомят с художниками именно в хронологическом порядке. Это помогает видеть связи между эпохами. Меня жутко поразила статуэтка египетской богини Исиды с сыном Гором: так на иконах, а затем на картинах эпохи Возрождения изображали деву Марию с младенцем Иисусом.

Я советую начинать знакомство с искусством по книге Эрнста Гомбриха «История искусства». Пусть вас не пугает увесистый талмуд — он написан как сказка. В книге вы найдёте биографии художников и информацию о картинах и скульптурах. Одновременно с этим автор рассказывает, что происходило в мире в разные периоды, и объясняет сходства между разными направлениями. Читаешь, например, про Караваджо, а там отсылка: «Посмотрите, 20 страниц назад был художник, который работал в подобной технике».

К сожалению, нельзя один раз прочесть книгу об искусстве и стать грамотным. Чтобы уметь анализировать произведения, нужно тренировать этот навык. На моём курсе я сначала показываю ребятам пару работ и обращаю их внимание на значимые детали. А затем предлагаю самим определить эпоху и стиль создания работы. Чтобы глубже понимать визуальное искусство, нужно регулярно ходить в музеи и на экскурсии или смотреть картинки в интернете.

Метод википедии

Если вам нравится искусство XX века, начинать с Древней Греции будет не самым лучшим решением. В этом случае можно следовать за своим интересом: нагуглить работы любимого автора и посмотреть, у кого он учился, а кто стал его последователем. Например, начинающий ценитель импрессионизма может удивиться, увидев два «Завтрака на траве». Один написан Мане, другой принадлежит кисти Моне. Если начать выяснять, почему на картине двое одетых мужчин и одна голая женщина, можно дойти до «Спящей Венеры» Джорджоне. Так шаг за шагом вы познакомитесь с шедеврами XV века.

Джорджоне, «Спящая Венера», 1508–1510

Нет определённого перечня шедевров, которые прилично знать. Если вам понравилась какая-то работа, постарайтесь выяснить, почему она стала популярной. Знакомьтесь с искусством так, чтобы это было в удовольствие: смотрите документальные фильмы BBC или читайте художественную литературу о художниках. Советую прочесть роман Сомерсета Моэма «Луна и грош» — он создан на основе биографии Поля Гогена.

Поль Гоген, «Кафе в Арле», 1888

Разнообразные материалы об искусстве и культуре повседневности публикует проект «Арзамас»: видео, лекции, статьи помогают глубоко погрузиться в тему. Чтобы иметь повод задуматься об искусстве, стоит подписаться на соцсети понравившегося музея. В Пушкинском, например, школьники участвуют в образовательных проектах и создают мемы об искусстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: