«Зарабатывать тем, что любишь»: интервью с иллюстратором

От рисунков в заметках до первого комикса

«Зарабатывать тем, что любишь»: интервью с иллюстратором
Анастасия Ларионова
Анастасия Ларионова
Автор «Фоксфорд.Медиа»

Родители часто говорят, что с помощью хобби невозможно заработать. В новом материале поговорили с Асей, которая с детства очень любила рисовать, а теперь профессионально занимается иллюстрациями и готовится опубликовать свой первый комикс. Она рассказала, как находить заказчиков и в каких программах лучше всего работать.


ася тарасенко,

независимая иллюстраторка

Хобби может стать работой

В моей визитке написано «сделаю эстетику даже из хлеба». Всем нравится красивая картинка, а я могу быстро и качественно её сделать. Иллюстрацию я всегда воспринимала как хобби и даже не мечтала, что смогу этим зарабатывать. Мне казалось, что нужно иметь достаточно высокооплачиваемую работу, чтобы заниматься тем, что нравится, в свободное время, но жизнь доказала обратное. Сейчас создаю айдентику, иллюстрации или UI/UX-дизайн на заказ и зарабатываю тем, что люблю больше всего, — рисованием.

С чего всё началось


Я стала рисовать так, как мне хотелось: менять формы и цвета, неестественно вытягивать конечности у людей. Это шло вразрез с тем, чему нас учили, поэтому свобода творчества для меня начиналась на переменах и дома.


Рисовать я люблю с самого детства — в моих домашних архивах можно найти фотографии, где двухлетняя я максимально сосредоточена на рисовании красками. В пятом классе родители отправили меня в художественную школу неподалёку от дома. Мне туда идти не хотелось, потому что я считала, что если у человека есть талант, то ему не нужно образование. В художественной школе я поняла, что хоть мне и нравится смотреть на классическое искусство в Пушкинской галерее или Третьяковке, рисовать мне в этом направлении не хочется. 

Мне казалось, что из-за существующих стандартов и правил я не смогу с помощью классического искусства проявлять свои эмоции. Так что я в нём работала, только когда приходили очень дорогие заказы. Тогда я стала рисовать так, как мне хотелось: менять формы и цвета, неестественно вытягивать конечности у людей. Это шло вразрез с тем, чему нас учили, поэтому свобода творчества для меня начиналась на переменах и дома.

Моё увлечение заметил папа. Он часто покупал мне книги с авторскими иллюстрациями, чтобы я смотрела и училась. Я очень любила создавать иллюстрации к своим мечтам и всегда рисовала несколько версий сразу, чтобы постепенно вырабатывать свой стиль. Свои первые работы я выкладывала в личные соцсети.

Первый заработок

В 10-м классе я начала рисовать портреты людей на заказ. Одна женщина заказала мне совместный портрет с её дочкой. Получив работу, она протянула мне конверт с наклейкой, в котором было примерно 500 рублей. Это была моя первая зарплата за рисунок.

Бумага или digital

Моё знакомство с цифровыми иллюстрациями началось с рисунков в заметках на iPhone. Заметившая моё увлечение сестра подарила мне стилус. Затем мне подарили компьютер и специальный детский графический планшет для рисования. А уже потом у меня появился iPad, где я работаю и по сей день и благодаря которому не рисую на бумаге уже почти год. Обычно я рисую на планшете в приложении Procreate, а потом обрабатываю картинку в графических редакторах на компьютере, Illustrator или Photoshop.

Больше всего мне нравится рисовать в digital. Я воспринимаю рисование на бумаге как вид терапии, который поможет расслабиться. Дизайн — это моя работа, и у меня обычно нет времени на погрешности и исправления, здесь важен темп. Редактировать рисунок на бумаге гораздо сложнее и дольше, так что акварелью я работаю исключительно для себя.

Свой стиль

Я слежу за трендами в иллюстрациях и часто смотрю работы других художников. Иллюстраторы, чьи работы меня интересуют, работают в своём устоявшемся стиле, их творения всегда можно узнать. Раньше я ругала себя, потому что не могла выработать такой же узнаваемый стиль, но потом поняла, что моя суперсила — это постоянная смена стиля. Многие мои рисунки совершенно непохожи друг на друга. Обычно мне уже через неделю не нравится то, что я рисую. Исключение — мои относительно устоявшиеся стили. У меня к ним нет отвращения.

Университет

С самого детства я хотела поступить в хороший художественный вуз в России или за рубежом. Но родители сказали, что сначала лучше получить бесплатное первое образование, которое даст мне стабильную работу, а уже потом заниматься тем, чем хочу. В российскую Школу дизайна не поступила, потому что мама сказала, что у меня не получится. Я ей поверила и даже пробовать не стала. Так я поступила на журфак в Вышку. Долго сокрушалась морально, но теперь не жалею. У нас на факультете я постоянно использовала умение рисовать где только можно. Так я, например, получила десятку по экономике просто потому, что нарисовала две иллюстрации к курсу, договорившись с преподавателем.

Первая страница Асиного диплома 

Мой диплом — это комикс про студенческую жизнь, который я планирую опубликовать. Раньше я не занималась подобным, поэтому пока смутно представляю процесс, но надеюсь, что скоро мои иллюстрации можно будет приобрести в формате напечатанной книги.Поначалу меня расстраивало, что я не высыпаюсь из-за скучных эссе, а не из-за уроков анимации, но так я усвоила важный урок и поняла, что мне в жизни просто необходимо больше рисования, а потому я буду заниматься дизайном, даже если не буду на нём зарабатывать.

Любимые рисунки

Я обожаю, когда в рисунках есть эмоции и движения, когда они «не идеальны». Вокруг слишком много ровных и безукоризненных рисунков, так что особый трепет я испытываю к работам, в которых можно прочитать настроение автора или его мировоззрение.

Проекты

Я фрилансер: сейчас у меня несколько договоров, по которым я работаю. Мне нравится заниматься разными, непохожими друг на друга проектами: обложками для подкастов, дизайном для университетских проектов, дизайном благотворительного фонда. У меня так много проектов, что я не всегда успеваю смотреть, опубликовал ли заказчик мою работу: куда уходит мой продукт, меня не очень интересует.

Как найти заказчиков

Обычно люди через соцсети узнают, кто занимался визуалом, и обращаются к самому художнику, если им самим понадобится оформление. Некоторые заказчики приходят через Creative Market, где я продаю идеи для оформления Instagram или через Tilda, где я оформила портфолио. Большое количество подписчиков в соцсетях — это, конечно, здорово для иллюстратора, но не критично. У меня, например, не очень популярные аккаунты, но я состою в закрытых сообществах на Facebook, где пользователи регулярно размещают заказы на дизайн.

Любимые заказы

Больше всего мне нравится работать с заказчиками, которые на мою просьбу более подробно описать техническое задание отвечают «мы тебе доверяем». Это мои любимые заказы. Мне также нравится, когда у компании уже есть сложившийся стиль, потому что у меня нет цели менять стиль заказчика под свой.

Что дальше

Я хочу и дальше заниматься иллюстрациями. Это направление активно развивается. Пока не планирую посещать какие-то конкретные курсы или мастер-классы, но хочу научиться 3D-моделированию и профессиональному анимированию в программе Blender. Это сложно сделать с математическим складом ума, но я планирую основательно взяться за это, когда сдам диплом.

Совет начинающим иллюстраторам


Не нужно тратить время на тестовое задание, потому что оно, скорее всего, не окупится.


Для начала — удачи. Все вокруг говорят, что важно правильно упаковать свои услуги, но также важно знать, где и как продавать их. Я побывала на многих биржах труда и поняла одно: выражения «тестовое задание» для иллюстраторов не должно существовать. У иллюстратора должно быть портфолио, которое подходит работодателю. Не нужно тратить время на тестовое задание, потому что оно, скорее всего, не окупится. Копите на iPad Pro — для иллюстратора это незаменимая вещь, которая очень быстро окупится заработком.

Иллюстрации: Ася Тарасенко 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: