Международный женский день: возвращение к истокам

Мифические и реальные женщины, изменившие мир

Международный женский день: возвращение к истокам
Анастасия Чекрыжова
Анастасия Чекрыжова
Менеджер детских и подростковых программ Музея «Гараж».

За последние несколько лет праздник 8 Марта вернулся к своему первоначальному смыслу, когда мы вспоминаем историю даты Международного женского дня солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. Однако до сих пор фигура женщины, её исторический и культурный опыт — особенно если мы говорим о женщине доиндустриальной эпохи — остаётся неизученной, окутанной множеством мифов и выдумок.

В этой статье автор Фоксфорд.Медиа и менеджер подростковых программ музея «Гараж» Анастасия Чекрыжова рассказывает о женщинах — как реально существовавших, так и вымышленных — повлиявших на историю феминизма и развитие культуры.


Алёна Арзамасская 

Кто: казачка, атаманша, монахиня, предводительница войска, лекарь

«Алёна Арзамасская», С. И. Пузарин

Насильно выданная замуж за старого крестьянина, который вскоре скончался, Алёна была вынуждена постричься в монахини. В монастыре она обучалась грамоте и искусству врачевания.

В 1669 году Арзамасская покинула монастырь и присоединилась к восстанию Степана Разина. Благодаря своей харизме и упорству она собрала войско повстанцев, насчитывающее около 2 000 человек. В 1670 году войско Алёны было разгромлено царскими силами, а сама атаманша и бывшая монахиня была приговорена к сожжению за колдовство и еретизм.

Алёна Арзамасская — действительно существовавшая женщина. Правда, в школьном курсе истории она не упоминается, хотя была ключевой фигурой в крестьянском восстании Степана Разина. Примечательно, что упоминания о ней можно найти преимущественно в зарубежных источниках современников: на родине о неподвластной атаманше долгое время умалчивалось, а её существование и вовсе подвергалось сомнению.

Сафиё Бехар

Кто: учительница, переводчица, коммунистка, феминистка, советница и любовница Кемаля Ататюрка

Мемориальная табличка на доме в районе Бейоглу (Стамбул), где якобы жила Сафиё Бехар. По понятным причинам все изображения на экспозиции с Бехар были заблюрены или же «утрачены».

Сафиё Бехар — турчанка еврейского происхождения, дочь владельца бара Zeuve Birahanesi, где в 1905 году она познакомилась с первым президентом Турецкой Республики Кемалем Ататюрком. На многие десятилетия Сафиё стала любовницей Ататюрка: их переписка, пронизанная близостью и интеллектуальностью, стала важным архивным источником. В этой переписке прослеживается огромное влияние Сафиё на политические решения Ататюрка, в частности по отношению к феминизму и эмансипации женщин. Со смертью Ататюрка в 1938 году закончилась и их переписка. В этом же году Бехар эмигрировала в США, где перевела и опубликовала их переписку. В 1964 году она погибла в автокатастрофе.

Об истории Сафиё мы узнаём из проекта «Трибьют Сафиё Бехар», который был инициирован художником Майклом Блюмом на 9 Стамбульской биеннале в 2005 году. Изучая экспозицию, всё дальше уходя в перипетии отношений отца турецкой нации и его тайной советницы, посетитель выставки понимает, что Сафиё Бехар — плод воображения Майкла Блюма. Она никогда не существовала, художник выдумал её, всю её биографию, придумал переписки и тексты, которые она якобы переводила. Турецкие газеты, описывая презентованный на биеннале проект, цинично заключили, что если бы Сафиё действительно существовала, то давным-давно была бы убита.

Выдумав Сафиё Бехар, Майкл Блюм поднял и обнажил множество проблем феминизма и эмансипации женщин на Ближнем Востоке.

Мулан

Кто: воительница

Мулан / Кинопоиск 

История Мулан стала ключевой в поп-культуре благодаря одноимённому диснеевскому мультфильму. В нём рассказывается о девушке, которая отважилась пойти на войну вместо своего отца. Это была одна из первых мультипликационных картин, где студия отошла от канонической «диснеевской принцессы» — хранительницы очага, добродушной и послушной девушки, жаждущей найти своего принца.

Сюжет мультфильма был вдохновлён китайской поэмой «Песнь о Мулан». Хоть эта история была задокументирована в художественном произведении, и Мулан, по идее, — хрестоматийный персонаж, ведутся споры о том, что Мулан могла быть реально существовавшей исторической личностью.

Паула Модерзон-Беккер

Кто: учительница, художница, представительница экспрессионизма, первая женщина, изобразившая себя обнажённой

Модерзон-Беккер, Паула / The Yorck Project 

С детства у Паулы была склонность к живописи. Ей довелось не только много практиковаться, но и даже обучаться ремеслу — редкая возможность для женщин конца XIX века. Однако отец Паулы хотел, чтобы она стала учительницей. Окончив педагогические курсы, девушка вышла замуж за овдовевшего художника Отто Модерзона. Отец призывал Паулу выполнять супружеский долг и быть порядочной женой, но она не видела себя в браке и постепенно вернулась к любимому делу — живописи. Сначала муж её в этом поддерживал, но в дальнейшем стал критиковать работы жены. Художница умерла в 31 год от осложнений после родов.

История реально существовавшей Паулы Беккер — борьба за любимое дело и право реализовываться в нём. За свою недолгую жизнь художница продала всего три картины. Но несмотря на это она прочно вошла в историю искусств, переосмыслив канон изображения женского тела: впервые оно было написано самой женщиной с учётом женского опыта.

Изображения: Wase Qazi / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: