Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Экзамен — это игра по правилам. Рассказываем, как их соблюдать и получать высокие баллы

Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе
Ольга Евсеева
Ольга Евсеева
преподаватель литературы в «Фоксфорде»

Как устроен экзамен

ОГЭ

Итоговый экзамен по литературе в 9 классе состоит из двух частей. Первая часть подразумевает работу с текстом, а во второй части нужно написать сочинение объёмом не менее 200 слов.

В первой части 3 задания.

В заданиях 1 и 2 нужно прочитать приведённый фрагмент текста и ответить на вопросы. Ответ должен состоять из 3–5 связных предложений. Это примерный объём: можно написать и 6–7 предложений, а можно уложиться в 2. Главное не количество, а качество.

В задании 3 необходимо сравнить фрагменты двух произведений и сформулировать ответ из 5–8 предложений.

Во второй части от вас требуется написать сочинение объёмом не менее 200 слов на одну из четырёх предложенных тем. Здесь количество слов — условие обязательное.

Баллы

Часть 1.

Задания 1–2 → 6 баллов,

задание 3 → 8 баллов.

Часть 2 .

13 баллов.

Максимальное количество баллов за весь экзамен — 33.

ЕГЭ

Экзамен по литературе в 11 классе состоит из двух частей и 17 заданий.

В первой части 16 заданий.

Задания 1–9 относятся к приведённому в бланке фрагменту эпического, лиро-эпического или драматического произведения. В заданиях 1–7 нужно дать краткий ответ, задания 8–9 требуют развёрнутого ответа объёмом 5–10 предложений. Здесь также указан примерный объём, считать предложения эксперты не будут.

Задания 10–16 относятся к приведённому лирическому произведению.

Во второй части задание одно — написать сочинение объёмом не менее 200 слов на одну из четырёх предложенных тем.

Баллы

Часть 1.

Задания 1–7 и 10–14 → 1 балл,

задания 8 и 15 → 6 баллов,

задания 9 и 16 → 10 баллов.

Часть 2.

14 баллов.

Максимальное количество баллов за весь экзамен — 58.

Как готовиться

Читайте книги

Список произведений, на который нужно ориентироваться, содержится в кодификаторе. Он выложен на сайте ФИПИ. Книги стоит прочитать полностью, не ограничиваясь кратким пересказом. Так вы сможете лучше понять текст, познакомиться с нюансами сюжета и стиля автора. Всё это пригодится для ответов на вопросы экзамена.

Перечитайте произведения, которые вы проходили в предыдущих классах. С тех пор как вы изучали программу средней школы, прошло несколько лет: вы изменились, повзрослели, стали больше знать и лучше понимать классику. Перечитывая книги, вы посмотрите на них под новым углом, освежите в памяти содержание и будете готовы к самым неожиданным вопросам на экзамене.

Запоминайте главное

Просто читать книги для сдачи экзамена недостаточно. Необходимо заранее проанализировать произведения, записать и запомнить наиболее важные моменты, которые понадобятся для ответов на вопросы.

Проза

1. По каждому произведению составьте таблицу и выучите наизусть информацию, которая в ней содержится.

Автор Название Жанр (написан в кодификаторе) Полные имена героев Место действия
Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума» Комедия Александр Андреевич Чацкий
Софья Павловна Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов
Алексей Степанович Молчалин
Лизанька
Москва
Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин» Роман в стихах Евгений Онегин
Татьяна Дмитриевна Ларина
Владимир Ленский
Петербург
деревня
Москва
Петербург
Федор Достоевский «Преступление и наказание» Роман Родион Романович Раскольников
Софья Семёновна Мармеладова
...
Петербург
каторга

2. Разберитесь в системе образов.

Составьте схему или интеллектуальную карту с обозначением всех героев, начиная с главного. Из схемы должно быть сразу понятно, какое отношение персонажи имеют друг к другу, откуда они появились в сюжете, как взаимодействуют с главным героем.

3. Обращайте внимание на характер и личные качества главных персонажей.

Составьте список ярких цитат из монологов, в которых герой демонстрирует личные качества, и значимых эпизодов, раскрывающих характер героя. Разберитесь, в чём суть монолога и фрагмента, каково его значение в изображении персонажа.

Поэзия

Для каждого стихотворения из кодификатора составьте таблицу:

Автор Название Тематика Ключевая цитата, которую можно использовать на экзамене
Владимир Владимирович Маяковский «Скрипка и немножко нервно» тема любви;
тема одиночества;
тема поэта и поэзии
«Мы ужасно похожи: // я вот тоже // ору — // а доказать ничего не умею!»
Осип Эмилевич Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» тема одиночества;
философская лирика
«Где к зловещему дёгтю подмешан желток. // Петербург! я еще не хочу умирать! // У тебя телефонов моих номера»
Борис Леонидович Пастернак «Определение поэзии» тема поэта и поэзии «Это — щёлканье сдавленных льдинок, // Это — ночь, леденящая лист»

Чтобы быстрее запомнить цитаты, используйте карточки. На небольшом листе бумаги или картона напишите с одной стороны автора и название стихотворения, с другой стороны — цитату из него. Берите карточки с собой в транспорт, повторяйте материал в любое свободное время, пока не выучите все нужные цитаты.

Ознакомьтесь с требованиями к экзамену

Они содержатся в демоверсиях ОГЭ и ЕГЭ по литературе, выложенных на сайте ФИПИ. В требованиях подробно изложено, чего именно ждут от вас на экзамене и что хотят видеть в ваших работах.

Зная требования, вы сможете выучить нужный материал во время подготовки и самостоятельно проверить свою работу на экзамене. Выполняя типовые экзаменационные задания, обязательно делайте такую проверку на соответствие критериям. Основные требования — это полнота раскрытия темы, использование цитат и ссылок на произведение, применение теоретико-литературных терминов.

Изучите литературную критику и биографии авторов

Чтобы успешно проанализировать приведённый текстовый отрывок или раскрыть тему сочинения, вам понадобится знать не только тексты, но и критику. Она позволит посмотреть на текст с другой точки зрения, как будто его читали не вы, а третий человек. Все основные критические статьи упоминаются в школьной программе.


Ознакомьтесь с первоисточниками, а не с кратким пересказом.


Знание критики также поможет ответить на вопросы вроде: «Какие ещё произведения этого автора получили неоднозначную оценку современников?»

Вы также сможете подробнее проанализировать произведение, если будете знать о связанных с текстом фактах биографии автора. К примеру, отвечая на вопросы о стихотворении Михаила Лермонтова «Нищий», полезно знать, что поэт написал его под впечатлением от собственной влюблённости.

Не помешает и знание исторического контекста, особенно если автор был свидетелем исторических событий, отражённых в произведении. Например, поэма Александра Блока «Двенадцать» понимается лучше, если вспомнить, что автор жил в революционном Петрограде.

Используйте теоретико-литературные понятия

Недостаточно знать, что такое метафора, эпитет или лирический герой. Необходимо к месту употреблять эти понятия при анализе произведения. Составьте список необходимых понятий, опираясь на школьную программу и кодификатор. Помните о том, что знать нужно не только сам термин, но и все понятия, которые с ним связаны: например, сюжет и фабула. Используйте теоретические понятия, когда пишете тренировочные сочинения и выполняете типовые экзаменационные задания.

Как действовать на экзамене

Как отвечать на вопросы к тексту

✔️ Внимательно читайте текст задания.

Много ошибок школьники допускают из-за невнимательности: например, в задании спрашивают, как решается конфликт, а выпускник отвечает, где он решается. Каждое слово в формулировке задания имеет значение.

✔️ Обязательно аргументируйте свой ответ примерами из текста.

При этом можно использовать не только приведённый отрывок, но и другие эпизоды из тех же произведений.

✔️ Не искажайте авторскую позицию.

В художественной литературе не всегда всё однозначно, и порой об авторской позиции спорят даже литературоведы. Однако подобные спорные вопросы не выносятся на экзамен, и ломать над ними голову вам не придётся. По всем произведениям школьной программы заранее известна «каноническая» авторская позиция — она прописана в учебнике и статьях критиков. Отклоняться от неё или оспаривать её на экзамене не стоит.

✔️ Не стремитесь выразить своё мнение.

Упоминать о вашем отношении к произведению или героям нужно лишь в том случае, если вас прямо об этом спрашивают. Например, если тема вашего сочинения: «Кто из героев „Войны и мира“ Льва Толстого вам наиболее интересен и почему?», при ответе необходимо опираться на текст, а не на собственные эмоции.

Настаивать на собственной трактовке темы, идеи или проблематики произведения на экзамене вообще не стоит, даже если такая трактовка у вас есть и вы можете обосновать её цитатами из текста. Проверяющему важно, чтобы вы правильно передали авторскую позицию, а не продемонстрировали собственное понимание.

✔️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.

Следите за точностью ссылок на текст и правильностью употребления слов, излагайте мысль последовательно, не перескакивая с одного на другое. Не используйте разговорную лексику и канцеляризмы.

ЕГЭ: как выполнять задания 9 и 16

Эти задания начинаются со слов «В каких произведениях русской классики/русских поэтов…» При этом вопросы могут быть самыми разными, и никакого заранее известного списка не существует. Вас могут спросить буквально о чём угодно: в каких произведениях описан конфликт отцов и детей или встреча героев за столом всей семьёй, в каких стихотворениях есть размышления о «горестях несчастной любви» или образ звёзд.


Если вам достался вопрос, ответ на который сразу не приходит в голову, не паникуйте.


Выполняя задание 9, сосредоточьтесь и начните перебирать в памяти эпические или драматические произведения, которые вы знаете. Лучше делать это письменно. Не бойтесь потратить на это время — так вы, в конечном итоге, справитесь быстрее. Берите ручку и выписывайте в столбик названия произведений. В этот момент вы будете автоматически прокручивать в голове их содержание и анализировать его на предмет «подходит или не подходит». Без списка мысли путаются и такой анализ невозможно провести быстро. Перебирая произведения письменно, вы успокоитесь и обязательно вспомните, где происходили нужные вам события или встречался требуемый образ.

Выполняя задание 16, относящееся к поэзии, не переписывайте все известные вам стихи подряд, это займёт слишком много времени. Задавайте себе наводящие вопросы: кто мог об этом писать, в стихотворениях на какую тему этот образ мог встречаться? Если нужен образ звёзд, записываем всех, в чьих стихах встречаются пейзажи и описания природы, а потом вспоминаем конкретные стихотворные строки.

Как писать сочинение

Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:

  • оно соответствует теме;
  • авторская позиция не искажена;
  • тема раскрыта полностью;
  • в качестве аргументов приведены примеры из текста;
  • использованы теоретико-литературные понятия;
  • композиция отличается цельностью;
  • мысли изложены последовательно и логично;
  • нет речевых ошибок.

Основная часть

  • Начните работу с основной части.
  • Составьте план будущего сочинения.
  • Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.

Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.

  • Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.

Их не должно быть слишком много (это перегружает текст) или слишком мало. Придерживайтесь правила: один абзац — одна мысль — одна-две цитаты. Если вы пишете о поэзии, лучше использовать прямые цитаты. С прозаическими произведениями подойдут и косвенные: «Пушкин писал, что…»

  • Выберите отсылки к тексту произведения.

Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.

  • Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.

Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».

  • Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.

Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.

Вступление и заключение

Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.

Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.

Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“».

В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.

Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века..

Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.

Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей