Как стать призёром олимпиады «Ломоносов» по обществознанию

Критическое мышление, здоровая конкуренция и самый подробный план занятий

Как стать призёром олимпиады «Ломоносов» по обществознанию
Матвей Пензин
Матвей Пензин
призёр олимпиады «Ломоносов» по обществознанию

В 7 классе я пришёл заниматься в олимпиадную школу в Хабаровске. Тогда я ничего не знал об олимпиадах, но хотел глубже изучать общественные науки. Я начал заниматься, и мне открылся целый олимпиадный мир.

Уже в 9 классе мне удалось добиться успехов:

  • Победить на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
  • Стать призёром олимпиады «Ломоносов» по обществознанию
  • Стать призёром олимпиад «Высшей пробы» по философии и праву
  • Победить в конкурсе Следственного комитета РФ «Юный следователь» и выиграть путёвку в Артек
Так выглядит диплом призёра олимпиады «Ломоносов» по обществознанию

Расскажу, как я готовился и что мне дали общественные науки.

Почему важна поддержка

Олимпиадная школа. В Хабаровске нет таких больших возможностей для подготовки к вузовским олимпиадам, как в Москве или других крупных городах России. Поэтому очень важна роль учителя, который умеет толково направлять таланты и стремления своих учеников.

Таким учителем для меня стала Ирина Аркадьевна Салова, преподающая в олимпиадной школе «ОлимпИЯ» историю, обществознание и право. Она разработала собственную методику подготовки к ЕГЭ и олимпиадам. Её ученики сдают ЕГЭ по истории и обществознанию на 90–100 баллов и побеждают на крупных олимпиадах — Всеросе, «Высшей пробе» и «Ломоносове». Она мотивирует меня участвовать в олимпиадах, даёт советы по подготовке, помогает расставить приоритеты и не утонуть в море информации.

Курсы и Москва. Ирина Аркадьевна посоветовала мне Фоксфорд, где я занимался на курсах по подготовке к олимпиадам по обществознанию и праву.

Помимо Фоксфорда, я два года подряд ездил в Москву на очные тренинги по подготовке к олимпиадам: слушал лекции преподавателей Высшей школы экономики и МГУ, побывал на экскурсии в МГУ. Тогда у меня и появилась цель — победить в олимпиаде и поступить без экзаменов в МГУ или ВШЭ.

Я встречался с бывшими учениками нашей олимпиадной школы, которые стали студентами этих вузов. Они делились опытом участия в олимпиадах, давали советы по подготовке. Их пример вдохновил меня на то, чтобы заниматься упорнее.

Как я готовился к олимпиадам

Любовь к общественным наукам. Для участия в олимпиадах, прежде всего, нужны интерес и желание. Без них побеждать не получится.

Сначала я занимался только обществознанием и философией, но Ирина Аркадьевна обратила моё внимание на право. Я погрузился в предмет, начал читать законы и кодексы и вскоре очень полюбил право. Потом я заинтересовался экономикой. Сейчас могу сказать, что мне близки все социальные и гуманитарные науки.

Конкуренция. Хорошо, если есть возможность заниматься в коллективе. Для меня здоровая конкуренция оказалась важным фактором успеха. Я постоянно стремился превзойти своих товарищей по олимпиадной школе и благодаря этому добился отличных результатов.

Стратегия. Олимпиадами нужно заниматься всё свободное время, каждый день.


Как говорит мой учитель: «У олимпиад нет каникул». Я обожаю олимпиадное лето: это возможность глубоко изучить право и обществознание, не отвлекаясь на школу.


Также необходимо составить подробный план занятий, особенно если готовишься по нескольким предметам. На первом месте в моём дневном расписании стояла отработка олимпиадных заданий и теории по какому-либо блоку, а уже потом — всё остальное.

Мой обычный учебный день проходил примерно так:

8:00 — 14:00 — уроки в школе

14:30 — 16:00 — занятие в олимпиадной группе

17:00 — 21:00 — работа над теорией по плану, решение олимпиадных заданий

17:00 — 19:00 — теория и практика по блоку «философия»

19:00 — 21:00 — теория и практика по блоку «право»

21:30 — 23:00 — выполнение домашних заданий

Очень важна и поддержка школы. Мне составили индивидуальный учебный план, и я смог сосредоточиться на олимпиадах. Например, в 9 классе по ОБЖ и черчению зачёт я сдавал в форме проекта, а химию, физику и биологию посещал один час в неделю. Русский язык и математику я изучал в том же объёме, что и одноклассники. В итоге ОГЭ по русскому и математике я сдал на «отлично», а дополнительными предметами выбрал историю и обществознание.

Критерии. Для победы в олимпиадах стоит знать критерии оценивания и понимать, что именно ждут от вас разработчики и эксперты. Выполняя задания с развернутым ответом, нужно быть логичным и последовательным, не допускать повторов и подмены понятий.

Материалы. Я решал олимпиадные задания прошлых лет, чтобы привыкнуть к форме заданий и понять, как правильно оформлять ответы. Кроме того, необходимо вспоминать пройденный материал и углублять свои знания теории.

Также я читал много книг по философии, политике, праву, экономике и социологии. Вот список литературы, которая мне пригодилась.

Источники Материалы
Первоисточники Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»
Карл Маркс и Фридрих Энгельс «Немецкая идеология»
Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Славой Жижек «О насилии»
Учебники по праву Т. Н. Радько «Теория государства и права»
В. И. Фадеев «Конституционное право»
К. Н. Гусов «Трудовое право»
К. А. Бекяшев «Международное право»
С. О. Лозовская «Семейное право»
Е. Ю. Грачёва «Финансовое право»
С. А. Степанов «Гражданское право»
Пособия по обществознанию В. Р. Дубичев «Практическая политология»
В. Г. Немировский «Социология»
Б. В. Марков «Философия»
Б.А. Райзберг «Прикладная экономика»
Законы и кодексы Конституция РФ
Гражданский кодекс РФ
Гражданско-процессуальный кодекс РФ
Административный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Материалы для подготовки к олимпиадам по общественным наукам

Как быстро запоминать материал

1. Графические зарисовки. Рисунки, схемы и диаграммы помогают систематизировать материал и быстрее усваивать даже сложную информацию.

2. Деление информации на структурированные блоки — частями материал учить проще.

3. Стикеры. Я записывал информацию на цветном стикере и наклеивал его над столом или где-то ещё, чтобы он постоянно был перед глазами.

4. Решение тестов. Они помогают закрепить полученные знания.

5. Ассоциации. Чтобы запомнить материал, я придумывал к ней ассоциацию и потом с её помощью легко вспоминал выученное.

«Ломоносов» VS «Высшая проба»

Организация обеих олимпиад меня очень впечатлила. Заключительные туры проходили в моём городе, а на олимпиаду «Ломоносов» по обществознанию даже приезжал представитель МГУ.

«Высшая проба» показалась мне немного сложнее, чем «Ломоносов», хотя по трудности заданий и критериям их оценки обе олимпиады одинаковы по уровню. Однако тематика заданий различалась. Например, я заметил, что в «Ломоносове» часто встречаются задания по конституционному праву, а в «Высшей пробе» в основном проверяют знания отраслей материального права.

Работа Матвея на «Ломоносове» по обществознанию

Что мне дало участие в олимпиадах

1. Мировоззрение. Когда читаешь законы и изучаешь работы философов, формируется свой взгляд на мир. С его помощью легче анализировать информацию. Например, на олимпиадах нужно раскрыть своё отношение к проблеме. Это сделать проще, когда у тебя есть жизненная позиция.

2. Критическое мышление. Для олимпиад необходимо уметь писать эссе и анализировать текст. Благодаря подготовке я научился быстро и глубоко вникать в смысл любого текста и грамотно излагать свои мысли на бумаге.

3. Будущая профессия. Участие в олимпиадном движении помогло мне и в выборе профессии. Я уже знаю, что хочу получить гуманитарное образование в МГУ или ВШЭ.

4. Расстановка приоритетов. Олимпиады научили меня ставить цели и максимально использовать свои время и возможности. Чтобы добиться хороших результатов, нужно поставить олимпиадную подготовку на первое место в жизни. Иногда из-за этого я жертвовал общением с друзьями, занятиями спортом, прогулками и развлекательными поездками. Но я уверен, что это того стоит.

Увлечение олимпиадами открыло для меня новые возможности, подняло на новый интеллектуальный уровень и изменило меня как личность. Я собираюсь продолжить движение в этом направлении в старших классах и с нетерпением жду олимпиадный сезон 2018–2019 года.

👉

Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей