Как не потерять мотивацию на самоизоляции

Как быть, когда всё идёт не по плану, и продолжить готовиться к экзаменам

Как не потерять мотивацию на самоизоляции
Лариса Осинкина
Лариса Осинкина
клинический психолог, кандидат Московского общества детской психоаналитической психотерапии.

В 11-ом классе внимание учащихся сконцентрировано на ЕГЭ. Подготовка к экзамену, распределение сил и ресурсов часто планируются с учётом опыта абитуриентов предыдущих лет. Правда, именно в этом году всё пошло не так. Из-за пандемии объявили самоизоляцию, срок окончания которой пока не известен. Это повлияло и на экзамены: в конце марта Министерство просвещения России приняло решение о переносе срока проведения единого государственного экзамена. Периодически обсуждается возможность отмены ЕГЭ в 2020 году или ещё один перенос сроков экзамена. Получается, что в ситуацию, которая сама по себе является крайне стрессовой для большинства абитуриентов, вмешивается ряд факторов, многократно усиливающих этот стресс. В этой статье мы разберём, что это за факторы, как они влияют на выпускников и как продолжать учиться, не отвлекаясь на тревогу.

Что сейчас мешает подготовке

Изменение планов

Неопределённость вокруг сроков и самой возможности проведения ЕГЭ в этом году достаточно плоха уже сама по себе. Подростки готовят себя к выходу на экзамен, как спортсмен к выходу на соревнования на пике формы. Апрель — это месяц, когда уже началась мобилизация эмоциональных ресурсов для сдачи экзаменов. Абитуриенты испытывают напряжение, которое должно было бы им помочь подойти к концу мая — началу июня в состоянии максимальной готовности. Состояние стресса в этой ситуации не зло, а благо, позволяющее достичь максимальной концентрации. Перенос сроков означает, что в состоянии напряжения одиннадцатиклассникам придётся продержаться минимум на две недели дольше. Однако человеческий организм не может пребывать в состоянии стресса бесконечно долго: когда проходит пик адаптации, начинается истощение. Тогда мы чувствуем усталость, вялость, апатию и даже можем заболеть. Этот спад может совпасть как раз со сдачей экзаменов.

Мысль, что период стресса может затянуться, а время продемонстрировать максимальную мобилизацию сместиться или не наступить вовсе, сильно дезорганизует нашу психику, лишает нас стимула вкладывать максимум усилий в процесс подготовки.

Постоянная тревога

Возможная отмена ЕГЭ или изменение правил поступления в вузы заставляют сомневаться в выбранной стратегии. Может возникнуть идея направить силы на реализацию потенциально более выигрышного плана, например, срочно улучшить аттестат, что также непросто в условиях дистанционного обучения.

Нельзя при этом забывать, что речь о переносе сроков экзамена возникла не на пустом месте. Пандемия коронавирусной инфекции – это дополнительный сильный фактор стресса, который невозможно недооценивать. Это совершенно новый опыт для всего мира, который многие психологи сравнивают с военным.

Подросток, как и любой другой участник этих событий, может испытывать страх утраты привычного ему уровня и образа жизни. Это может поставить под угрозу разные стороны и подготовки к ЕГЭ, и получения дальнейшего образования. Например, остро встаёт вопрос с выбором вуза. Эпидемия заставила нас по-новому взглянуть на наши ожидания от целого ряда профессий. В самом стабильном и защищённом положении сейчас оказались те, кто смог продолжить или быстро научиться выполнять свою работу в удалённом формате: журналисты, преподаватели ряда дисциплин, бухгалтеры и т.д.

Если все эти страхи не будут осознаны и обдуманы абитуриентом, то есть вероятность, что психика будет реагировать на них снижением мотивации к обучению.

Нехватка физической активности и живого общения

Ещё одним фактором, негативно влияющим на подготовку, является самоизоляция, от которой больше страдают именно дети и молодёжь. Карантин блокирует самый эффективный способ сброса эмоционального напряжения – моторный путь. Людям, запертым в четырёх стенах, некуда расходовать адреналин, выделяемый организмом при испытываемом ими стрессе. Вторая часть стрессового ответа организма – гормон окситоцин, который заставляет нас искать общения, поддержки, укреплять дружеские связи. В период карантина реализация этой потребности также сильно затруднена.

Как справиться с тревогой и вернуть мотивацию

Повысить адаптацию: три способа

Известно, что величина ущерба от той или иной ситуации зависит от нашей способности реагировать на неё, от количества и качества имеющихся у нас ресурсов. Больше всего страдают те, кто хуже адаптирован. Поэтому для уменьшения стресса хороши все способы, направленные на улучшение адаптации.

Социальные связи

Самое главное, по мнению большинства психологов, абитуриенту необходимо поддержание социальных контактов. В таких ситуациях людям необходима поддержка, они не должны чувствовать себя одиноко. Стоит объявить «водяное перемирие» с теми, с кем вы изолированы в одной квартире. Ваши разногласия можно выяснить и потом, сейчас важнее чувствовать вашу общность. Общайтесь с друзьями по телефону, по видеосвязи, в социальных сетях. Людям важно чувствовать себя частью социальной группы, чувствовать, что они сообща борются с одной и той же проблемой. Этому помогают различные флешмобы, которых так много в этот период в социальных сетях.

Режим и физическая активность

Важно сохранить привычный режим дня, ведь выход из него – это тоже дополнительный стресс, а сейчас он совсем не нужен. Следует продолжать уделять учёбе то же время, что и раньше: привычные действия и удовлетворение от полезной деятельности снижают уровень стресса. Необходимо найти способ поддерживать свою физическую активность на среднем уровне, не изнуряя себя чрезмерными тренировками, но и не снижая её до нуля.

Ограничить чтение новостей

Не стоит читать новости об эпидемии ежедневно. Достаточно делать это один или два раза в неделю, чтобы не пропустить ничего важного. Мы читаем новости для того, чтобы найти в них что-то хорошее и снизить уровень тревоги, однако структура подачи новостей такова, что они увеличивают наш стресс.

Найти поддержку

Чтобы справиться с возникающей тревогой, лучше найти кого-то, кто сможет вас спокойно выслушать. Важно, чтобы человек не усилил вашу тревогу, добавив к ней свою, а был спокоен и помог переработать ваши переживания. Таким человеком может стать знакомый старше вас, который уже сдал свои экзамены и способен посмотреть на этот период жизни более отстранённо, или же родственник, философски относящийся к ЕГЭ. Психолог или школьный психолог тоже хорошо подходят для этих целей.

Разобраться в мотивации

Успешная сдача ЕГЭ важна не только для поступления в институт, но и имеет дополнительное скрытое значение, иногда даже более важное, чем поступление. Это скрытое значение может иногда казаться странным, но это не делает его менее важным. Для кого-то это экзамен на право чувствовать себя на равных со взрослыми, а для кого-то способ доказать родителям, что ты не хуже старшего брата или сестры. Бывает и так, что высокий балл за экзамен видится как способ доказать учителям, что те ошибались, давая свои отзывы о способностях и перспективах ученика. В этих случаях отмена ЕГЭ ставит решение этих задач под угрозу, да и перенос его на неопределённый срок в какой-то степени тоже. Разочарование, которое испытывает подросток, осознав, что скрытые задачи успешного ЕГЭ не будут реализованы, сильно снижает его мотивацию к подготовке. В таком случае попробуйте честно ответить себе на вопрос, какие смыслы несёт для вас этот экзамен. Ответив на него, подумайте, как разрешить дополнительные задачи другими способами, оставив за самим экзаменом один смысл – пропуск в институт.

Что запомнить

В этом году ситуация такова, что подготовку к ЕГЭ можно назвать успешной, если абитуриент выйдет из неё с наименьшими потерями. В первую очередь это касается физического и психического здоровья. Сейчас абитуриенты находятся в зоне так называемого дистресса, состояния эмоционального напряжения, по своей интенсивности и длительности превышающего адаптивные возможности организма. В этой зоне очень тяжело включаться в деятельность, направленную на обучение и развитие.

Сейчас человеческая психика работает сверхинтенсивно, перерабатывая и осваивая совершенно новые условия пандемии и самоизоляции. На это уходит много сил, люди чувствуют себя уставшими без видимых причин. В этой ситуации важно ставить себе реалистичные, достижимые цели. Дочитать учебник. Выучить тему. Получить знания – ведь они останутся независимо от ЕГЭ. Не растерять, беречь то, что есть: здоровье, жизнь, отношения, друзей, близких. Это фундамент, на котором можно будет потом всю жизнь строить все остальное.

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: