Обществознание заменят историей при поступлении на гуманитарные направления
22 июня президент России Владимир Путин поддержал идею сделать ЕГЭ по истории обязательным для абитуриентов гуманитарных и социально-экономических направлений. Однако до сих пор было неясно, обяжут ли поступающих сдавать историю вместе с обществознанием или один экзамен заменят на другой.
Заместитель министра науки и высшего образования Константин Могилевский подтвердил: историю выпускники школ будут сдавать вместо обществознания. Чиновник назвал это долгожданным решением, о котором давно просило историческое сообщество:
«Все понимают, что исторические знания необходимы для получения высшего образования по большинству гуманитарных и социально-экономических специальностей».
В Минпросвещения собираются подготовить список направлений, для поступления на которые история станет обязательной. В Рособрнадзоре заявили: если историю начнут сдавать массово, в расписании ЕГЭ выделят для неё специальный день.
Мнения экспертов
Замдиректора Федерального института педагогических исследований Ольга Котова заверила, что ЕГЭ по истории полностью соответствует федеральным образовательным стандартам и присвоение экзамену статуса обязательного не повлияет на его структуру и сложность. Однако кандидат исторических наук, директор Центра образования №7 им. А. А. Дунина-Горкавича города Ханты-Мансийска Ксения Букренева с этим не согласна:
«Если история станет обязательной для абитуриентов-гуманитариев, придётся сменить подход и к её преподаванию, и к итоговой проверке. Необходимо усиливать задания на интерпретацию, письменную речь, работу с текстами и картами. Экзамен должен проверять не просто знания, а понимание истории как процесса, способность ученика мыслить в исторических категориях. Одновременно потребуется и серьёзная поддержка учителей — методическая, организационная и содержательная. Мы должны переосмыслить программы, актуализировать учебники. Учитель истории должен стать проводником в историческую культуру. История должна воспитывать мышление, ответственность — и именно это должно проверяться на выпускном уровне».
Директор Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы сомневается в необходимости проверять у абитуриентов знание истории именно в формате ЕГЭ.
«Учитывая важнейшую воспитательную, прежде всего мировоззренческую роль исторического образования, необходимо подумать: должен ли это быть формат именно единого госэкзамена? Есть опыт итогового сочинения по литературе, которое пишут все выпускники, и, если по нему не получен зачёт, школьник не допускается к сдаче ЕГЭ. Так можно сделать и с историей», — считает эксперт.

