Промокод скопирован
Новости
30.5.23 12:55

Два уровня русского, практические задания и нейросети: профессор Болотов рассказал, как будет меняться ЕГЭ

Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ профессор Виктор Болотов, в прошлом — руководитель Рособрнадзора и заместитель министра образования РФ в интервью «Российской газете» рассказал о настоящем и будущем единого государственного экзамена. 

О настоящем

В прессе Болотова часто называют «отцом ЕГЭ»: он был одним из главных идеологов и разработчиков нового формата экзамена в 2000-х годах. И теперь, спустя почти 20 лет, продолжает внимательно следить за развитием своего детища. Виктор Александрович отмечает, что экзамен освободился от «детских» болезней: прекратились утечки заданий, отлажены организационные процессы, а списывальщиков эффективно ловят. 

«Да, кто-то жалуется на сложность, но экзамен и не должен быть лёгким. Считаю, что сейчас ЕГЭ вышел на нормальный уровень».

О будущем

Говоря о перспективах развития экзамена, Болотов отметил тенденцию, которая развивается уже сейчас: на ЕГЭ появились вопросы, проверяющие не только знание предмета, но и универсальные компетенции, такие как критическое мышление. 

«Это перспективный ход. Часто слышу от работодателей: „Предметные знания мы подтянем, а вот с универсальными и профессиональными навыками гораздо сложнее“».

Профессор даже предположил, что в 20-летней перспективе может появиться два вида экзаменов:

«Первый вид — проверка предметного знания. Если я хочу поступать в университет на физфак или матфак, я должен знать физику или математику, а ещё лучше и то и другое на приличном уровне. Так что знание предметов проверяли и будут проверять. А дальше, на мой взгляд, появится другое направление — проверка универсальных компетенций: умение коммуницировать, работать в команде и так далее. И по итогам этих экзаменов будет выдаваться сертификат, который можно и работодателю показать, и при приёме в университет».

Что нужно изменить

Среди недостатков современного ЕГЭ Болотов назвал отсутствие уровней сложности экзамена по русскому языку.

«У нас очень много школьников, которые дома говорят не по-русски. Так вот, для них, на мой взгляд, экзамен по русскому неподъёмный. Я предлагал и буду предлагать сделать два варианта экзамена по аналогии с математикой — базовый и профильный. Условно, „русский как государственный“ — для большинства этого уровня хватит, и „русский специальный“ — для филологов, журналистов и т.п.».

Смущает профессора и отсутствие практических заданий в экзаменах по естественно-научным дисциплинам: «У нас не хватает грамотных инженеров. А как развивать инженерные навыки в юном возрасте, если человек не работает руками?» По его мнению, нетрудно реализовать их в формате ЕГЭ при помощи компьютеров. 

«Практические задания в ЕГЭ по физике или химии вполне можно разработать, используя, например, компьютерные симуляторы. Они, кстати, сегодня очень популярны в среднем профобразовании. Это компьютерный тренажёр, в котором можно собирать физическое устройство, ставить химические опыты и на экране видеть результат». 

К применению в образовании цифровых технологий, в частности нейросетей, Виктор Александрович относится положительно:

«Никакой опасности, как говорят некоторые, в этом нет... И живой учитель из школы не исчезнет — всё это ничем не обоснованные домыслы. Зато компьютер и искусственный интеллект могут помочь учителю с рутинными работами. Например, проверять решение задач по известным формулам, тригонометрию, грамотность. Может, в перспективе даже проверять обзорные рефераты. А вот вопросы развития личности компьютер пока решать не может и, возможно, не сможет никогда».

Об отмене ЕГЭ

Отвечая на вопрос об отмене ЕГЭ, профессор Болотов посоветовал вспомнить, что единый экзамен ввели с целью повышения доступности качественного образования для выпускников вне зависимости от их места жительства. И с этой задачей ЕГЭ успешно справляется. 

«Всем критикам ЕГЭ я советую две вещи. Первое: зайдите на сайт ФИПИ и прорешайте от и до вариант хотя бы по одному предмету. Ощутите уровень, так сказать. И второе. Хотите отменить ЕГЭ — предложите замену, сохраняющую возможность абитуриентам поступать в хорошие вузы по всей стране. По моему мнению, возврат к прошлому невозможен. Да и попросту вреден».

Готово!

Скачать можно тут
Получить гайд
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

*действителен только для новых пользователей
Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз