Бакалавриат и специалитет отменят с 1 сентября 2026 года
Председатель Госдумы Вячеслав Володин поддержал переход на новую систему высшего образования с начала 2026/27 учебного года.
Как неоднократно сообщалось ранее, бакалавриат и специалитет заменит «просто высшее образование» со сроком обучения от 4 до 6 лет (в зависимости от направления). Как отмечают эксперты, этого уровня образования будет достаточно для трудоустройства в большинстве случаев. Первый зампред думского Комитета по образованию и науке Олег Смолин назвал это «фактическим отказом от бакалавриата в сторону специалитета».
Вторая ступень — специализированное высшее образование со сроком обучения от 1 до 3 лет. Его понадобится получить, чтобы стать узкопрофильным специалистом.
«Здесь возможны разные трактовки, но самая простая трактовка — это прямое продолжение специальности. Скажем, вы получили базовое образование как юрист, а специализированное, оно же магистратура, например, как юрист в области гражданского права. <...> Важно, чтобы эти ступени были совместимы. Например, человек закончил базовое образование как экономист, но магистратуру как журналист, поскольку он собирается специализироваться на экономической проблематике», — пояснил депутат.
Аспирантура останется отдельным уровнем обучения и научной деятельности.
«В соответствии с Болонской системой аспирантура была введена в систему высшего образования… Вместо того чтобы заниматься научными исследованиями, аспиранты, что называется, продолжали образование. <...> Теперь предложено вернуться к системе, когда бы аспиранты занимались прежде всего наукой», — прокомментировал Смолин.
Медики, как и раньше, будут учиться от 5 до 11 лет (включая ординатуру).
Студенты, уже осваивающие программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, продолжат обучение в привычном формате. Выданные ранее дипломы бакалавров, магистров и специалистов сохранят свою законную силу как в России, так и за рубежом.
Процедура разработки новой системы высшего образования в России началась в 2022 году, после того как Россия была исключена из Болонского образовательного процесса. Однако уже много лет работодатели жалуются на низкое качество знаний выпускников бакалавриата, которых приходится «доучивать на месте».
Указ о реорганизации системы президент Владимир Путин подписал в мае 2023 года. С сентября того же года в порядке эксперимента новая образовательная модель была опробована в шести ведущих вузах страны — МАИ, МИСИС, МПГУ, Санкт-Петербургском горном университете, БФУ имени Канта и ТГУ.
Мнения экспертов
Основная нагрузка по переработке учебных программ и подготовке документационной базы ложится на вузы. Сотрудники университетов поделились мнениями относительно того, что предстоит сделать:
«Нужно чётко договориться о том, каковы оптимальные сроки обучения по разным направлениям на уровне базового образования. Мы полагаем, что оно не должно быть у всех шестилетним или у всех четырёхлетним. Нужна вариативность. Также нужно понять роль магистратуры. Очевидно, что она сильно изменится. В новой модели, когда человек, получивший базовое образование, готов выходить на рынок труда, неочевидны мотивы, по которым он захотел бы ещё два года проучиться в магистратуре. Роль и место этого уровня образования требуют серьёзного переосмысления всеми участниками образовательного процесса. Моё мнение: магистратура останется не во всех университетах и должна будет двигаться в сторону расширенного дополнительного образования». — Ректор МИФИ Владимир Шевченко
«Работодатели ждут от нас „упакованного“ суперспециалиста, готового к сложным коммуникациям, ответственного, с ценностной картиной мира. Было бы здорово придумать здесь какие-то ходы для подкачки психологической, социальной зрелости, подготовки человека к его профессиональным отношениям в достаточно молодом возрасте». — Директор Института образования ТГУ Елена Суханова
«Сейчас мы, как мне кажется, ещё не можем определённо сказать, что вот эта предложенная модель самая точная, отвечающая всем нашим ожиданиям. А самое главное — тиражируемая. И ещё одно: если мы говорим про исследовательские магистратуры, аспирантуры, то на естественников и на гуманитариев одна и та же модель не проецируется вообще. Здесь есть над чем работать». — И. о. ректора БФУ им. Канта Максим Дёмин
«В Болонской системе никто никогда сроки обучения не фиксирует. Там кредитно-модульная система образования, надо набрать определённое количество тезисов для того, чтобы получить диплом. А вот какие это кредиты — это каждый студент выбирает самостоятельно, выстраивает свою программу образования в зависимости от планов будущей работы, в этом и суть индивидуализации в учебном процессе. Мы не приняли кредитно-модульную систему, распространённую в Болонской системе, и жёстко фиксировали сроки обучения. И эта негибкость сегодня препятствует индивидуализации образовательных планов, которые сегодня основной общемировой тренд. Поэтому то, что сейчас в предполагаемых изменениях снова жёстко зафиксировано, причём с удлинением сроков, по пять-шесть лет, независимо от направления подготовки или специальности предлагается, мне кажется, имеет очень много рисков и сама по себе длина подготовки». — Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина
Цена вопроса
Изменения неизбежно приведут к повышению стоимости высшего образования, считает сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании ВШЭ Ирина Абанкина:
«Специалитет и бакалавриат становятся одним уровнем образования, меняются сроки… это требует очень масштабной работы. Плюс, если все перейдут на пятилетнюю программу, потребуется увеличить бюджет как минимум на 20–25%. Поэтому высшее образование становится намного дороже. Там, где требуются быстрые квалификационные навыки, подготовку таких кадров возьмёт на себя сегмент среднего профессионального образования».
При этом министр науки и высшего образования России Валерий Фальков заявил, что каждый, окончивший базовое высшее образование, сможет получить специализированное высшее образование бесплатно.

