Эксперты обсудили предложение ограничить доступ к высшему образованию
11 сентября губернатор Брянской области Александр Богомаз в интервью интернет-изданию «Регнум» заявил, что при отсутствии «природного дара» ученикам нужно получать рабочие специальности, а не «виртуальное высшее образование».
«Понятно, не каждый может стать Ломоносовым. Но природный дар у детей нужно развивать. Если его нет, нужно давать ребятам рабочие специальности, а не виртуальное высшее образование, которое не тянет даже на уровень десятого класса».
Вырванные из контекста слова чиновника активно растиражировали СМИ, представив их как предложение сделать высшее образование уделом избранных.
«Да, природный дар у детей нужно развивать. У нас сегодня есть серьёзные программы по развитию и поддержке талантов, где ребята вовлекаются в разные проекты, развивают именно те способности, которые есть. Тем не менее важны не только природный дар и необходимость его развития, но и мотивация. Способности нужно развивать, это факт. Но если, по чьему-то мнению, их недостаточно, отправлять на этом основании ребёнка в колледж — очень странная история. Согласиться с позицией „талантливый — в вуз, остальные — к станку“ невозможно. Так делить детей нельзя», — считает заслуженный профессор Высшей школы экономики Ирина Абанкина.
<<Блок перелинковки>>
«Что касается „природного дара“, сразу возникает вопрос: по каким критериям определять, у кого есть этот дар, а у кого его нет? И возможно ли вообще установить подобные критерии? Как известно, Альберта Эйнштейна, являющегося одним из основателей современной теоретической физики, в детстве исключили из гимназии за неуспеваемость. Высшее образование должны иметь не только „великие“. Я считаю, что в хорошем вузе найдётся место для любого студента. И программу можно для него подобрать, и преподавателей, и подходящую специальность», — сказала проректор Мурманского арктического университета Мария Князева.
При этом сейчас действительно достаточно распространено мнение, что высшее образование обесценилось, выпускников вузов стало слишком много и они не работают по специальности, в то время как страна остро нуждается в рабочих. В качестве решения называют сокращение бюджетных мест в вузах и отмену платного набора. Профессор Абанкина считает такие меры неперспективными.
«Есть масса семей, которые готовы вкладываться в высшее образование, считают его инвестицией в будущее. Есть дети талантливые, которые не прошли по конкурсу, недобрали буквально пару баллов. И отлично, что они, имея средства, могут всё же учиться в вузе мечты. Кроме того, есть и льготные образовательные кредиты. И целевой набор. Сокращать эти возможности получения высшего образования совершенно ни к чему. Мы нуждаемся в специалистах, специалистах высокой квалификации».
Сотрудник Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Борис Илюхин отметил, что, получая высшее образование, человек не только осваивает профессиональные навыки, но и становится частью особой культурной и социальной среды. Кроме того, по его словам, на ряде направлений и сейчас катастрофически не хватает высококвалифицированных специалистов. Эксперт видит проблему не в доступности высшего образования, а в качестве работы всей образовательной системы.
«Всё начинается с детского сада, продолжается в школе… Тут сказывается нехватка учителей, вторая и третья смены и многое другое. И в первую очередь — мотивация школьников, в которой должны принимать участие и государство, и школа, и, главное, родители».
<<Лидген для статьи>>
«Высшее образование — мощный инструмент социальной мобильности. Оно даёт возможность любому человеку изменить свою жизнь, независимо от того, был ли он в детстве вундеркиндом или обычным среднестатистическим учеником. Более того, искусственное ограничение доступа к высшему образованию может привести к деградации общества. Ведь образование не только открывает двери к карьере, но и развивает личность, помогает формировать критическое мышление, способность к анализу и решению проблем. Ограничение доступа к высшему образованию фактически узаконит социальное неравенство. Это недопустимо, ибо каждый человек имеет право на выбор своей судьбы», — считает Лариса Неведова, директор школы №1 в Горячем Ключе (Краснодарский край).


Сдайте ЕГЭ на высокий балл
И поступите куда хочется, а не куда возьмут. Готовьтесь к экзаменам с Фоксфордом: каждый второй наш ученик сдаёт ЕГЭ на 80+ баллов
ПодробнееХочу поступить в лучший вуз!
Скачайте планер для подготовки к ЕГЭ, чтобы учёба проходила эффективнее

