Промокод скопирован
Новости
19.8.24 9:31

В России сократят число бюджетных мест в вузах для олимпиадников

Российское Минобрнауки планирует установить квоту на количество абитуриентов, поступающих в вузы без экзаменов по результатам олимпиад, и сократить число мероприятий, дающих право на льготное поступление. 

«Планируется предусмотреть предоставление особого права — зачисление без вступительных испытаний — только для победителей и призёров олимпиад школьников за 11-й класс, а также для победителей и призёров олимпиад школьников 1–2-го уровня. Кроме того, предполагается определить квоту не более 70% поступающих без вступительных испытаний от общего количества бюджетных мест по каждому направлению подготовки и специальности», сообщили в ведомстве.

Необходимость этих мер министерство объясняет тем, что в нескольких ведущих вузах в этом году число абитуриентов, имеющих право поступить без экзаменов, превысило количество бюджетных мест. При этом, по данным Рособрнадзора, в целом количество победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников, принятых в вузы без вступительных испытаний, не превысило и 2% от общего числа бюджетных мест. 

Ситуация возникла из-за того, что приёмные комиссии некоторых университетов предоставили льготы победителям широкого перечня школьных олимпиад. Так, в Сеченовский университет без вступительных испытаний принимали победителей и призёров 10–11-х классов олимпиад по химии и биологии 1–3-го уровня. Их оказалось больше, чем бюджетных мест в вузе, — возникла скандальная ситуация. В результате руководство приняло решение зачислить всех олимпиадников, которым не хватило места, за счёт университета. 

В санкт-петербургском политехе доля олимпиадников составила 17%, а в МГИМО абитуриентов, принятых без экзаменов, впервые оказалось больше, чем тех, кто поступал на общих основаниях. 

Первый проректор МГТУ имени Баумана Борис Падалкин объясняет ситуацию тем, что олимпиадники выбирают «одни и те же престижные вузы»: «И если в МГУ или СПбГУ много бюджетных мест и олимпиадники рассеиваются по разным направлениям, то в МФТИ, где не такой большой приём, они занимают подавляющее большинство мест, похожая ситуация бывает в МГИМО и на гуманитарных направлениях ВШЭ».

Заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает ограничение прав олимпиадников на поступление рискованным шагом:

«Под угрозой мотивация учеников невыпускных классов к участию в олимпиадах, — отметила Абанкина. — А я вижу очень большой потенциал именно раннего участия в олимпиадном движении. Это серьёзный и важный шаг в развитии школьников, в накоплении ими опыта решения нестандартных задач, а иногда даже придумывания методов для решения. Олимпиады дают возможность включаться в подобную деятельность с раннего возраста».

<<Лидген для статьи>>

Эксперт подчеркнула, что победителями олимпиад не становятся случайно. Олимпиадные задачи учат думать, принимать решения и сопоставлять варианты. 

«Олимпиады — наша очень серьёзная традиция… И важно не оставлять это всё на последний год в школе, когда дети и так максимально напряжены: ответственность за выбор вуза, подготовка к ЕГЭ, который, даже будучи победителем олимпиады, надо сдать на определённый балл. Специально ведь и дополняли десятым, а потом даже и девятым классом. Подчёркиваю, что это действительно систематическая работа, а не просто разовая акция ради поступления отдельным конкурсом».

Введение 70%-й квоты на олимпиадников также вызывает у неё вопросы: «Как быть уверенным, что я в эти семьдесят процентов попаду? Кто раньше победил, первым принёс документы?» Вместо этого профессор предлагает руководству вузов подходит к решению проблемы комплексно: проанализировать, где были проблемы, есть ли возможность изменить контрольные цифры приёма на направлениях, где был недобор, и увеличить на популярных направлениях количество мест. К этому процессу, по мнению Абанкиной, должны подключиться и работодатели, и организаторы олимпиад, а также нужно учитывать мнение родительского сообщества. Кроме того, необходимо изучать тенденции, возникающие в среде самих олимпиадников:

«Надо узнавать их предпочтения, куда они собираются поступать, какие направления им интересны. Причём так, чтобы эта информация была доступна вузам, чтобы они могли свои программы под эти потребности корректировать. Это может стать важной основой для принятия грамотных решений».

Хочу поступить в лучший вуз!

Скачайте планер для подготовки к ЕГЭ, чтобы учёба проходила эффективнее

media-check-list-1011

Готово!

Скачать можно тут
Получить гайд
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой — и убедитесь, что учёба может быть увлекательной. Демодоступ активен 7 дней

ошибка номера, введите правильный номер
Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз