Учителя русского рассказали, что школьникам даётся сложнее всего
Самые сложные темы
Эксперты фонда «Эмпатия» узнали у учителей — участников всероссийской олимпиады «Хранители русского языка», какие темы их предмета вызывают у учеников наибольшие трудности.
40% педагогов назвали сложным разделом орфографию. Чуть менее четверти — пунктуацию. Столько же считают, что труднее всего даётся культура речи и стилистика. А 13% назвали орфоэпию.
Среди пунктуационных ошибок больше всего учителя выделяют проблемы с написанием «н/нн» и безударные окончания глаголов, таких как «будете» и «скажете». 50% участников опроса пожаловались на трудности с освоением правописания «не» с разными частями речи. Почти каждый третий педагог признаёт, что дети часто путают на письме «не» и «ни».
В чём проблема
40% учителей считают, что трудности в освоении русского у детей вызваны бедным словарным запасом: ребёнок не может правильно написать слово, потому что редко встречал его раньше.
Не менее важной проблемой педагоги называют отсутствие мотивации — многие дети не понимают, зачем учить русский, если они и так на нём разговаривают.
18% преподавателей обеспокоены различием между литературной нормой и речью, которую дети ежедневно слышат вокруг себя.
15% учителей считают проблемой обилие английских заимствований без необходимости. При этом некоторые признают, что сами используют подростковый сленг в общении с учениками.
Чуть меньше педагогов назвали главным бичом современного русского нецензурную лексику, а ещё 10% — разговорную речь и жаргонизмы, проникшие в СМИ.
Однако, несмотря ни на что, 60% учителей заявили, что ученики любят их предмет. Обратное мнение высказали только 8%.
Что делать
Большинство экспертов (82%) сходятся на том, что дети будут говорить и писать грамотно, если будут слышать грамотную речь от своих кумиров — блогеров, музыкальных исполнителей и других лидеров мнений. Также многие советуют детям больше читать классику и слушать аудиокниги.
Но абсолютно все опрошенные сошлись в одном: язык сохраняют носители, а не словари. Чтобы русская речь была чистой и грамотной, каждый из нас должен ответственно относится к тому, как писать и говорить.
Мнение со стороны
Научный руководитель портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов признался, что результаты опроса вызвали у него смешанные чувства.
«Порадовало то, что учителя всё-таки проявляют интерес к тому, что говорят дети, интересуются словами молодёжного жаргона. Ведь русский язык — это не только литературный язык. Молодёжный сленг тоже совершенно нормальная часть русского языка, а не какой-то „неправильный“ русский язык, в отличие от „правильного“ языка Пушкина и Толстого», — рассказал эксперт, добавив при этом, что советы учителей его расстроили.
«Почему речь снова о русской классике, почему не посоветовать детям читать и современную российскую литературу, которая представлена многими достойными именами и которая рассказывает о нас нынешних, а не о людях, живших 200 лет назад? К тому же современные книги написаны современным русским языком, детям их гораздо легче прочитать и понять».