В школах и вузах начнут преподавать кибербезопасность
Уже в этом учебном году в школах и вузах России планируется организовать занятия по цифровой безопасности, сообщили в Минфине. Детей и подростков научат противостоять социальной инженерии и не вестись на уловки, чтобы не стать жертвами или даже соучастниками финансовых преступлений в Сети.
Чему и зачем учить
Необходимость в этом возникла из-за развития финансовых операций в интернете, которые, с одной стороны, значительно облегчили людям жизнь, а с другой — привели к росту мошенничества. В ведомствах уверены: учить противостоять этим угрозам нужно со школы. Как пояснили в Минфине, на занятиях по кибербезопасности подростки и студенты не только узнают, как работают актуальные схемы аферистов, но и в игровой форме научатся распознавать противоправные действия на финансовом рынке.
Обучение будет вестись по следующим направлениям:
- кибертехнологии в нашей жизни;
- способы защиты личных данных;
- методы противодействия социальной инженерии;
- основные правила безопасности в киберпространстве;
- основные схемы мошенничества: фишинг (выманивание конфиденциальной информации), вишинг (голосовой фишинг) и дропперство (использование злоумышленниками карт третьих лиц для вывода похищенных средств со счетов жертв).
Последнему пункту — дропперству — планируется уделить особое внимание. Сейчас банки активно выпускают карты подросткам с 14 лет, и многие по незнанию соглашаются на маленькую «услугу» мошенникам — за небольшую плату они предоставляют данные своих карт для вывода украденных денег, фактически становясь соучастниками преступления. Стоит ожидать, что вскоре дропперство станет уголовно наказуемым — МВД уже внесло соответствующий законопроект в Госдуму.
Материалы нового курса собираются распространить по школам и вузам уже в этом году. Одновременно будет проходить и подготовка педагогов.
Мнение экспертов
«Не каждый взрослый может противостоять интернет-угрозам, а большинство детей начинают использовать виртуальные сервисы в опережение своего психического развития, не обладая способностью критически воспринимать информацию в Сети», — подчеркнула первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Она горячо поддержала введение таких уроков и добавила, что нужно вести их на постоянной основе в рамках полноценного учебного курса кибербезопасности.
Руководитель мониторингового центра «Безопасность 2.0» Елена Сутормина также настаивает, что занятия должны проходить регулярно, потому что это обширная и постоянно развивающаяся тема, ведь злоумышленники всё время совершенствуют свои методы.
«При этом нужно делать современные, интерактивные, не скучные, а реалистичные мастер-классы, чтобы несовершеннолетним они были интересны и полезны», — уточнила она и добавила, что в таком случае занятия можно будет вести уже с первого класса.
Руководитель проекта «Народного фронта» «За права заёмщиков» Евгения Лазарева предлагает пойти ещё дальше и сделать курс финансовой безопасности обязательным для выхода на финансовый рынок — аналогично получению прав на управление автомобилем.
«Игровые механики, сочетающие теорию и практику, давно признаны во всём мире. Возможно, имеет смысл тестировать молодого клиента перед его выходом на финрынок на его умение использовать банковский продукт, противодействовать мошенникам».
Однако в Минфине подчеркнули, что ни о каких тестированиях речи не идёт — по крайней мере, пока. Занятия будут носить исключительно просветительский характер.

