Каким будет новый учебник истории России: комментарии авторов
С 1 сентября ученики 10–11-х классов начнут учиться по новому учебнику истории России, а в течение 2024 года завершится работа над учебниками для средней школы. В рамках XXVI Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялась дискуссия «Создание единого учебника истории в современной России», в которой приняли участие чиновники, ректоры вузов и члены российского общества «Знание». Они рассказали о принципах, на которых будет строиться новое учебное пособие.
Суверенность
Один из авторов учебника, помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, подчеркнул, что новый учебник отражает российский государственный взгляд на то, «как должна выглядеть и преподноситься история».
«Существует понятие государственного суверенитета в исторической политике. Мы должны сами решать, как преподносить историю! А не брать её, исходя из толкования исторических учебников фонда Макартуров, Сороса, Форда и иных».
О важности суверенитета в образовании неоднократно заявлял и президент Владимир Путин. В своём недавнем видеообращении к участникам Международного форума министров образования он в очередной раз осудил навязывание чужих шаблонов в образовательной и воспитательной сферах независимых государств.
Историзм
По словам авторов, новый учебник будет соответствовать базовым научным принципам, первый из которых — историзм.
«Довольно сложно и неправильно выносить суждения о событиях и деятелях, исходя исключительно из нашего сегодняшнего представления о добре и зле. Эти люди действовали в условиях морали и закона того времени. И нельзя переносить сегодняшние понятия на то время. Надо попытаться понять контекст события, а затем давать оценку. Без контекста учить историю неправильно!» — объяснил Мединский.
Непрерывность
Второй важный принцип, положенный в основу учебника, — понятие непрерывности истории.
«Нет ни России, ни истории России, начавшейся в 1991 году. Это континуум. У нас непрерывная история и Российской Федерации, и СССР, и Российской империи и Московского царства, и княжеств Рюриковичей — это одна история, которой скоро исполнится 1200 лет», — подчеркнул помощник президента.
Синхронность
Чтобы создать у школьников целостное представление о мире, важно связать курсы отечественной и мировой истории.
«Очень важно попытаться синхронизировать события истории России и всеобщей истории. Важно понимать, что мы находились в едином мировом пространстве, где всё взаимосвязано. Мы слишком сильно влияли на окружающий нас мир, а мир сильно влиял на нас», — сказал Мединский. Другой автор учебника, ректор МГИМО, член Президиума РАН Анатолий Торкунов, добавил, что параллельно с линейкой учебников отечественной истории важно вести работу по созданию учебников всемирной истории, материалы которых будут синхронизированы.
Интересность
Создатели нового учебника отметили, что особенно важно сделать его интересным для школьников.
«Главная задача курса истории и связанных с ним общегуманитарных предметов — не заставить школьника зазубрить цифры и факты. Их цель — воспитать человека думающего, задающего вопросы, ставящего под сомнение то, что в него вкладывается, и анализирующего», — подчеркнул Мединский.
По его словам, стране нужен «школьник, которому интересно», поскольку он «не будет восприимчив ни к фейкам, ни к фальсификации истории, будет думать и задавать вопросы».
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заверил, что «учебник получился очень интересным, в нём представлены все основные события, наши достижения, то, чем мы гордимся. Есть возможность для школьников перейти на электронные ресурсы, чтобы подробнее ознакомиться с дополнительными материалами».