Опубликован топ-300 лучших школ России
Агентство RAEX опубликовало ежегодный рейтинг российских школ и представило список лидеров. Ранжирование основывалось на данных приёмных кампаний, прошедших в 50 лучших вузах (по версии того же RAEX) за последние годы. В этот раз были изучены сведения о 240 тысячах абитуриентов 2022 и 2023 годов.
При расчёте рейтинговых позиций учитывалось множество факторов, например, в каких школах больше всего учеников поступили в лучшие вузы, сколько среди них олимпиадников, сколько платников, где средний балл выпускников на ЕГЭ был выше и так далее.
В этом году, впервые за всю историю существования рейтинга, у него сменился лидер: топ возглавил Физтех-лицей им. П. Л. Капицы в Долгопрудном, обойдя московский СУНЦ МГУ (школу им. А. Н. Колмогорова). Десятка лучших школ 2024 года выглядит так:
1. Физтех-лицей им. П. Л. Капицы (Долгопрудный, Московская область)
2. СУНЦ МГУ (Москва)
3. Лицей «Вторая школа» (Москва)
4. Физико-математический лицей №31 (Челябинск)
5. Физико-математическая школа (Тюмень)
6. Школа №179 (Москва)
7. Президентский физико-математический лицей №239 (Санкт-Петербург)
8. Лицей КЭО (Ростов-на-Дону)
9. СУНЦ НГУ (Новосибирск)
10. Лицей «Физико-техническая школа» имени Ж. И. Алфёрова (Санкт-Петербург)
Примечательно, что доля московских учебных заведений из года в год снижается: если пять лет назад они составляли 45% списка, теперь — лишь 29%. И всё же Москва остаётся безусловным лидером: 87 из 300 школ в рейтинге — столичные. Ещё примерно по 10% — из Подмосковья и Санкт-Петербурга. Кроме того, в топ-300 входят 26 школ Свердловской области.
Руководитель направления рейтингов школ RAEX Дмитрий Ходырев отмечает, что большинство мест занимают школы при вузах, центры подготовки одарённых детей, частные учебные заведения и другие «необычные» школы: «Для таких учреждений характерен высокий порог вхождения — в школах для одарённых детей он выражен в непростых вступительных испытаниях, в частных школах — в высокой стоимости обучения (иногда гораздо выше, чем в самых престижных отечественных вузах). Уровень подготовки выпускников таких школ чаще всего гарантирует поступление в престижный вуз, конечно, с поправкой на личные способности того или иного выпускника».
Член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий видит в этом несправедливость:
«Это естественная система для современного российского общества, которое построено на идее конкуренции и борьбы: стань первым, стань лучше. Хорошо ли это для всех детей? На мой взгляд, нет. В идеале любая школа в России должна была бы иметь такие возможности, как так называемые элитные: в первую очередь — в свободе преподавания. Все школы должны иметь одинаковые возможности, в том числе финансовые, чтобы иметь высокий уровень».
Тем не менее эксперты констатируют, что разрыв в качестве преподавания в «особых» и «обычных» школах с каждым годом всё увеличивается.
Впрочем, объективную картинку подготовленности выпускников этот рейтинг не даёт, считает старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Борис Илюхин: поскольку основным критерием ранжирования выступает поступление выпускников в вузы, признанные RAEX лучшими, неудивительно, что Москва всегда лидирует в рейтинге и неизменно высокие места занимает томский лицей, ведь в этом городе находятся целых два национальных исследовательских университета.
По словам Илюхина, выпускники специализированных учебных заведений далеко не всегда демонстрируют глубокие знания предмета, хотя и умеют выигрывать олимпиады и хорошо сдавать ЕГЭ.
«Школа — это место, где ребёнку могут помочь научиться, и очень многое зависит от родителей, которые должны правильно настроить ребёнка на получение образования и помочь ему справиться с трудностями обучения. Мне кажется, что надо искать школу, где любят детей, профессионально их учат и помогают искать себя. А такие школы есть и в глубинке».

