Промокод скопирован
Новости
19.3.24 14:51

В защиту обществознания выступили около 3 тысяч учителей

Профсоюз «Учитель» направил в Минпросвещения петицию против сокращения часов обществознания в школах. С конца февраля по 11 марта её подписали 2874 человека, из которых 60% — педагоги, а 14% — родители школьников. Ранее обращение по этому поводу в министерство отправила Ассоциация учителей истории и обществознания. Преподавателей возмущает отсутствие широкого общественного обсуждения такого серьёзного изменения школьной программы. 

Согласно недавнему приказу министерства, с 1 сентября обществознание должны прекратить преподавать в 6–8-х классах, а в 9–10-х классах оставить по одному уроку в неделю. Освободившиеся часы будут выделены на уроки истории. 

В пояснительной записке к документу указано, что это решение было одобрено на заседании расширенного президиума межведомственной комиссии по историческому просвещению от 10 ноября 2023 года. 

По информации на Федеральном портале проектов правовых актов, общественное обсуждение проекта приказа завершено. Однако авторы петиции подчёркивают, что сокращение часов обществознания стало для многих неприятным сюрпризом. Они убеждены, что такие изменения можно проводить только после широкого открытого обсуждения с преподавателями, родителями и экспертами. 

Кроме того, члены учительского профсоюза обращают внимание, что достичь образовательных результатов, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) по обществознанию, при таком количестве часов преподавания будет просто невозможно. 

Также в петиции сказано, что экзамен по обществознанию долгое время является самым популярным у школьников, а сокращение часов ударит по всем, кто собирается учиться на юристов, экономистов и социологов. Также это лишит учителей обществознания большей части работы. 

В комментариях под текстом обращения многие говорят, что обществознание учит «анализировать и размышлять», «формирует личность и нацию». А некоторые и вовсе называют его «единственным школьным предметом, на сто процентов связанным с реальной жизнью».

«Мы рассчитываем на то, что министерство всё-таки поймёт, что с учителями надо советоваться. Это главное. Каким образом будут проходить эти консультации — уже другой вопрос», — заявил член профсоюза Всеволод Луховицкий. Он напомнил, что около восьми лет назад петиция помогла остановить ужасное, по его мнению, изменение ФГОСа по литературе. 

<<Лидген для статьи>>

По его словам, участники профсоюза узнали о грядущих изменениях из СМИ, а каким образом велось общественное обсуждение — неясно. В Ассоциации учителей истории и обществознания подтвердили, что к ним для обсуждения изменений представители Минпросвещения не обращались. 

«Мы направляли в Минпросвещения обращение еще в январе, просили сохранить обществознание хотя бы в 8-м классе, но ответа не получили. Ряд региональных отделений ассоциации самостоятельно готовили более резкие письма — например Краснодарское — с требованием вообще отменить какие-либо изменения», — рассказали в организации.

В Минпросвещения утверждают, что все необходимые мероприятия были проведены. «Экспертное заключение было получено от ряда субъектов РФ, а также от Российской академии образования, — подчеркнули в министерстве. — Инициатива была рассмотрена и одобрена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию».

По словам представителей ведомства, эту тему затронул министр просвещения Сергей Кравцов, выступая 21 декабря 2023 года в рамках Всероссийского форума учителей истории на ВДНХ. Также она обсуждалась «на многочисленных совещаниях и встречах с педагогами» в ряде городов страны. 

Председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова пообещала обсудить обществознание на ближайшем заседании и задать вопросы авторам проекта.

Почему сокращают часы обществознания

Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Борис Илюхин считает, что обществознанием пожертвовали, чтобы за его счёт увеличить число уроков истории в 6–8-х классах с двух до трёх в неделю. 

«Обществознание составляет в школьной программе 34 часа в год с 6-го класса, то есть ровно по одному уроку в неделю. Физики или химии в 6-м классе еще нет, биологии также всего один час в неделю. Уменьшить объём математики или русского языка практически невозможно. Поэтому предполагаю, что наиболее значимые элементы обществознания дополнят курс истории 6–8-х классов», — рассказал эксперт. 

А по мнению зампреда комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмилы Скаковской, дело в том, что содержание предмета непонятно для 6–8-классников: «В профильном министерстве уверены, что учащимся средней школы рано изучать комплексную дисциплину, состоящую из основ экономики, социологии, политологии и юриспруденции, поэтому идет активная работа над включением предмета в программу 9–11-х классов, как это было ранее».

На прошлой неделе помощник президента России Владимир Мединский признался, что многие чиновники считают обществознание «вредным» предметом и хотят его ликвидировать. Он предложил «попробовать сохранить» его, добавив вопросы по обществознанию в ЕГЭ по истории. Однако в прес-службе Рособрнадзора заявили, что «вопрос объединения ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию не стоит».

Как ставить цели?

Скачайте памятку. Расскажем какой должна быть цель, чтобы точно её достичь

media-check-list-goals

Готово!

Скачать можно тут
Получить гайд
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

*действителен только для новых пользователей
Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз