Зачем ехать учиться в Норвегию

Личный опыт студентки НИУ ВШЭ

Зачем ехать учиться в Норвегию
Елена Толмачёва
Елена Толмачёва
училась в Норвегии по обмену

Образование за рубежом — мечта многих. В старших классах я думала только о ЕГЭ и московском вузе, а другие варианты даже не рассматривала. На первом курсе НИУ ВШЭ у меня появилось свободное время, чтобы выбрать программу студенческого обмена. На четвертом курсе я поехала на 5 месяцев в Университет Агдера.

Почему Норвегия

Я влюбилась в скандинавский образ жизни и культуру, когда начала изучать норвежский язык. Учеба по обмену – обычное дело среди студентов Вышки, так что я тоже решила поехать в Европу. Когда я убедилась, что мой университет сотрудничает с вузами Норвегии, начала собирать документы.

Конкурс на стажировку

За пять мест в Университете Осло осенью боролись 68 человек, а весной — 11. Я указала его как приоритетный, но не прошла по конкурсу, хотя мой текущий балл был 9 из 10. Чтобы подать заявку мне понадобилось взять два рекомендательных письма, написать одно мотивационное, составить индивидуальный учебный план и подтвердить владение английским.

Рекомендательные письма мне дали преподаватели, а мотивационное — эссе о том, почему я хочу поехать на стажировку в Норвегию — я писала сама. В качестве основных предметов для изучения я указала «Радикализация религии», «Медиа и коммуникация», «Теория игр и философия» и «Норвегия: культура и общество». Проще всего дело обстояло с английским. В конце второго курса все студенты НИУ ВШЭ сдают внутренний экзамен, аналогичный IELTS, так что я просто приложила справку со своей оценкой.

Следующим в моём списке был Университет Агдера. На 3 места претендовали 9 человек, и меня взяли. В мотивационном письме я упомянула, что изучаю норвежский, но сомневаюсь, что это повлияло на решение комиссии. Среди студентов считается, что главный критерий отбора — средний балл, но точно ничего не известно.

Норвежский вуз

На протяжении пяти месяцев в Университете Агдера я не переставала удивляться, насколько по-разному устроено обучение у нас и у них.

Высшее образование — не для всех

Норвегия стала одной из самых богатых стран Европы, когда в Северном море обнаружили нефть. После реформы налоговой системы подоходный налог составил 27%. Правительство смогло обеспечить социальную защиту, высокий уровень медицины и качественное бесплатное образование.

Платных мест в университетах нет, так что в вузы берут не всех. Норвежцы не видят в этом проблемы и в равной степени ценят профессионалов среднего и высшего уровня квалификации. Сантехник и строитель зарабатывают не намного меньше инженеров и врачей. Уже в старших классах ученики выбирают, кем быть: часть поступает в вузы, другие получают рабочие профессии.

Занятия в университете Адрега

Ответственность за образование

Расписание норвежского студента шокирует любого студента из России. Как правило, в нём всего три предмета, которые «отнимают» шесть часов в неделю. Бóльшая часть занятий — лекции, семинаров может и вовсе не быть в программе.

На лекции преподаватель рассказывает новую тему, а студенты молча слушают и записывают конспект. Семинар, наоборот, предполагает обсуждение, решение задач и практических кейсов.

Норвежцы получают стипендию, которая позволяет жить независимо от родителей и не испытывать сильной потребности в дополнительном заработке.

Имея деньги и свободное расписание, они могут распоряжаться временем, как хотят. Проводят ли они его в барах и на вечеринках? Удивительно, но нет. Свободное время студенты проводят в библиотеке: читают книги и статьи, рекомендованные преподавателем. К каждому курсу студент получает список литературы для подготовки к экзамену и подробный план на семестр. Учащиеся заранее знают, в какой день какие главы книги или какие статьи будут обсуждаться на занятии. Письменные задания необходимо выполнять на основе конкретных источников, а другие использовать по желанию.

Дискуссии и работа в команде

Лекции часто превращаются в семинарские занятия. При этом студенты высказываются не ради баллов, а потому что хотят выразить свою точку зрения. В НИУ ВШЭ многие студенты переживают, что молчание на семинаре плохо скажется на итоговой оценке. Если бы формального требования не было, многим было бы легче сосредоточиться на обсуждаемой теме.

Чтобы побудить студентов работать вместе, преподаватели составляют вопросы и дают задания для обсуждения. Часто студенты сами понимают, что нужно собраться для совместной подготовки к занятию. Для групповой работы отведены специальные комнаты. Если в течение семестра кто-то и игнорирует общие встречи, то перед сессией комнаты пользуются большой популярностью. Те, кто обсуждает материал, лучше ориентируется в предмете.

Учебный кампус

Экзамены не выходя из дома

Если в России студенты иногда надеются, что спишут ответы из шпаргалки, то в Норвегии рассчитывают только на себя. Тех, кто попался на списывании могут отчислить и на год лишить права сдавать экзамены во всех вузах страны. Чтобы предупредить проблемы во время экзамена, университеты проводят специальные лекции.

Большую часть экзаменов студенты пишут на собственном ноутбуке. Обычная практика — «домашний экзамен», когда нужно дать подробный ответ на вопрос, порассуждать в формате эссе. Списать такую работу затруднительно.

Считается, что человек, который решил учиться, имеет чёткую цель и готов к ответственности. Университет не требует от студента сверхусилий, он создаёт условия и атмосферу, а как этим воспользоваться — каждый решает сам.

3 причины поехать учиться в Норвегию

  1. Учёба — не стресс, а осознанная самостоятельная работа.
  2. В университетах царит атмосфера свободы и сотрудничества.
  3. Можно сдать экзамен дома, укутавшись в плед.

Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?

👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей

Связаться с редакцией: [email protected]