Изменения в ОГЭ-2020: гуманитарные предметы

Разбираемся в нововведениях с преподавателями «Фоксфорда»

Изменения в ОГЭ-2020: гуманитарные предметы
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

В 2020 году 9 класс оканчивают школьники, которые по всем предметам обучались в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Поэтому ФИПИ пересматривает модель экзамена и вносит изменения в КИМы ОГЭ. Большая часть заданий экзамена осталась без изменений. Новые задания проверяют практические умения по ФГОС: поиск и анализ информации, решение коммуникативных задач, объяснение и рассуждение с опорой на факты. Рассказываем, что изменилось.

ОГЭ-2020: РУССКИЙ ЯЗЫК

Количество заданий уменьшилось с 15 до 9, а максимальный первичный балл снизился с 39 до 33.

Первая часть работы — изложение — теперь не связана с содержанием заданий второй и третьей части. Также для изложения дают тексты различных жанров: путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник. Во второй части количество заданий сократилось, однако они по-прежнему предполагают анализ слов, предложений и текстов.

Изменения в части 2

Задание 2 представляет собой комбинацию прежних заданий 8 и 11, в нём необходимо продемонстрировать умение выполнять синтаксический анализ.

Пример задания 2 из демоверсии ОГЭ 2020 года по русскому языку

В задании 3 необходимо расставить знаки препинания — сделать пунктуационный анализ сложного предложения.

Задание 4 — полный аналог прежнего задания 7: проверяет знание подчинительной связи в словосочетании и умение заменить его синонимичным словосочетанием с другим видом связи.

В задании 5 соединились четвёртое и пятое задание ОГЭ прошлых лет: необходимо разобраться в составе слов и найти правильное объяснение.

Пример задания 5 из демоверсии ОГЭ 2020 года по русскому языку

Задания 6 и 7 выполняются на основе прочитанного текста подобно тому, как это было в заданиях 2 и 3 прежних вариантов экзамена. Важно не просто понять содержание текста в целом, а обратить внимание на все детали и подробности, чтобы выбрать правильные варианты ответов.

Задание 8 — упрощённый вариант прежнего задания 6 на поиск синонима. В новом варианте КИМа синоним нужно не придумать, а выбрать в тексте.

Елена Шкляева, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Фоксфорд»:

«Экзамен стал проще, поскольку заданий стало меньше. Сложными могут показаться задания 2, 4, 5, 6, 7, где нужно найти более одного правильного ответа. Экзамен проверяет материал за весь курс средней школы. Например, и в задании 5 нужно продемонстрировать знание практически всех правил орфографии. Чтобы выполнить его, важно вовремя начать повторение».

ОГЭ-2020: ЛИТЕРАТУРА

На ОГЭ по литературе теперь можно пользоваться и орфографическим словарём. Максимальное количество баллов за работу 39: добавилось 6 баллов за практическую грамотность. Новые критерии «включаются» только при выполнении минимум трёх заданий.

Во второй части вместо 4 тем сочинения стало 5. Разработчики обещают, что темы сочинений не будут затрагивать произведения, представленные в первой части работы.

Ольга Евсеева, преподаватель литературы в онлайн-школе «Фоксфорд»:

«Экзамен стал сложнее: нужно внимательно следить и за орфографией, и за знаками препинания, и за речевыми ошибками. При этом он стал логичнее, ведь нельзя писать на языке и игнорировать грамотность».

ОГЭ-2020: ИСТОРИЯ

В первой, «тестовой» части вместо 30 предлагают 14 заданий, а во второй — 7 заданий с развёрнутым ответом вместо 5.

Елена Дорджиева, преподаватель истории в онлайн-школе «Фоксфорд»:

«Модель КИМ ОГЭ-2020 по истории охватывает содержание предмета с древнейших времён до 1914 г. В новой модели бо́льшая часть заданий проверяет определённые умения. Например, умение работать с картой теперь проверяют три задания, а не одно. При работе с картой нужно будет указать дату и участника события, которое изображено, провести анализ текстового источника и соотнести эту информацию с картой. В задании № 18 потребуется не только выявить причину того или иного события, но и объяснить свой выбор. В текстовом источнике в задании 19 нужно будет найти ошибки и исправить их. В задании 6 будет необходимо соотнести факты и тезисы. В прежней модели при сравнении событий выпускники выбирали готовый ответ из предложенных. Теперь в заданиях такого рода придется самостоятельно сформулировать факты, которые подтверждают различие или общность сравниваемых событий».

В новой модели сохранены некоторые задания, которые были представлены в прежней модели (№ 2–5, 7, 11, 12, 20, 21). Эти задания ранее показали свою высокую эффективность при проверке сформированности умений.

ОГЭ-2020: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Теперь КИМ включает 24 задания вместо 31. Наибольший суммарный балл составляет 35, а не 39. Задания объединены в блоки в зависимости от умений, которые они проверяют, поэтому работа не делится на части.

Ольга Малова, преподаватель обществознания в онлайн-школе «Фоксфорд»:

«Принципиальное нововведение этого года — три задания, в которых требуется написать развёрнутый ответ. Это сближает экзамен с ЕГЭ, делает его сложнее для тех, кто привык ориентироваться только на тесты».

В первом задании теперь нужно не только выбрать вариант, но и дать определение. Если на уроках в школе требуемый навык не отработан, выпускнику будет трудно справиться с заданием.

Задание 1 демоварианта ОГЭ 2020 по обществознанию.

Новое задание — задача 6 — проверяет финансовую грамотность в соответствии с темами кодификатора. Здесь двойная сложность: и новый тип задания и новые темы, связанные с обыденными финансовыми вопросами.

В кодификаторе ОГЭ 2020 года появились новые пункты 3.12–3.15
Задание 6 демоварианта ОГЭ 2020 по обществознанию.

Задание 12 проверяет умение анализировать статистические данные, формулировать умозаключения на их основе и высказывать предположения.

Задание 12 демоварианта ОГЭ 2020 по обществознанию.

Появилось задание 20, в котором нужно дополнить таблицу, чтобы назвать понятие. Такое задания есть и в ЕГЭ. Оно требует внимательности: за неверную запись снижают балл.

Исключено задание 25, где требовалось отличить факты от мнений.

Ольга Малова:

«Этот тип задания был одним из самых дискуссионных среди педагогов и нелюбимых среди учеников. Задания не всегда были однозначными, при этом навык, который они проверяли полезен при анализе информации из разных источников».

В заключительной части работы к тексту теперь предлагается 4 мини-задания вместо 6, суть заданий не изменилась.

ОГЭ-2020: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Письменная часть осталась без изменений. За счёт заданий по чтению и говорению максимальный первичный балл снизился с 70 до 68.

Раньше в задании 9 нужно было подобрать заголовки к текстам. Тексты стали короче, и теперь требуется определить, какие из них содержат ответы на вопросы.

Фрагмент задания 9 из демоварианта ОГЭ 2020 по английскому языку.

Вместо 8 утверждений на соответствие информации в тексте стало 7.

В устном задании 3 «монолог» добавился ещё один аспект.

Кодификатор ОГЭ-2020 более детально описывает темы раздела «Говорение».

Фрагмент кодификатора ОГЭ-2020 по английскому языку.

Демоварианты заданий 2020 года, кодификаторы и спецификации доступны на сайте Федерального института педагогических измерений.

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей