Ручка, линейка, и всё. Можно ли списывать в школе

Разбираемся, почему нельзя списывать на уроках и как шпаргалки и ГДЗ влияют на учёбу

Ручка, линейка, и всё. Можно ли списывать в школе
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

Даже самые прилежные отличники иногда пользуются ГДЗ и шпаргалками. Можно ли это назвать полезной практикой? Почему в младшей школе дети практически не списывают? Отвечает психолог Елена Ковалева.


Списывание в начальной, средней и старшей школе

Для учеников начальной школы учёба — это основной вид деятельности, поэтому большинству мысль о списывании даже не приходит в голову. Подавляющему числу учеников 1–4-х классов нравится учиться, они стремятся к знаниям и имеют чёткую установку на хорошую оценку, полученную честным путём.

В подростковом возрасте учёба становится второстепенным занятием, потому что для тинейджеров важнее общение со сверстниками. В этот период даже у способных ребят нередко ухудшается успеваемость. Ученики 7–9-х классов теряют интерес к обучению ещё и потому, что в организме происходит мощный выплеск гормонов. Отметки мало их волнуют, но при этом им не хочется злить и огорчать родителей. Чаще всего именно это является главной причиной списывания.

Многие старшеклассники уже осознают, что важно получить хороший аттестат, готовиться к ЕГЭ, поступить в вуз. Для этого приходится учиться, но информации так много, что нет времени её запомнить. Для этого нужно либо сидеть сутками, выполняя домашние задания по всем предметам, не все из которых будут востребованы при поступлении, либо списывать. Поэтому что-то старшеклассник делает сам — как правило, то, что легко даётся, нравится или нужно для будущих экзаменов, — а что-то списывает. 

Подписывайтесь на дайджест для
старшей средней младшей школы

Будем вместе учиться и разбираться в сложных темах

Почему нельзя списывать

В списывании с ГДЗ есть как плюсы, так и минусы. Разбираем подробно, как списывание влияет на обучение, моральное состояние ученика и почему всё-таки лучше не списывать.

Плюсы списывания

Пример для подражания. Есть вероятность, что ученик, благодаря готовому ответу, поймёт алгоритм действий в задаче и решит остальное самостоятельно, по аналогии.

Свободное время. С помощью ГДЗ дети тратят меньше времени на домашнее задание и могут заняться хобби, домашними делами или посвятить время подготовке более важных заданий, которые, например, помогут при поступлении в вуз или сдаче важных экзаменов.

Минусы списывания

Снижается успеваемость. Если школьник привык каждый день сразу открывать шпаргалки и даже не пробует придумать решение самостоятельно, скорее всего, он не сможет в дальнейшем перейти к более сложным темам по предмету и, как следствие, будет вынужден продолжать списывать и списывать либо останется с плохими оценками, если списать в какой-то момент не получится.

Отсутствие развития. Бездумное списывание не позволяет вникать в материал. Это просто механическое переписывание готовых решений. Если школьник привыкает к этому копированию, в мозге не выстраиваются новые нейронные связи, не расширяются знания, не увеличивается кругозор и всесторонняя образованность. Списывание в таком случае — практически бессмысленная трата времени.

Психологический эффект. Ребёнок во время списывания с ГДЗ проводит много времени в интернете: это может привести к раздражительности, негативно отразиться на зрении и режиме сна.

Польза шпаргалок

Шпаргалка для многих выполняет роль психологической поддержки. Она придаёт ученику уверенность в том, что если он что-то забудет, то не провалит контрольную работу или экзамен. Любопытно, что, даже если в итоге ученик не воспользуется шпаргалкой во время экзамена, её наличие где-нибудь поблизости успокаивает.

Написание шпаргалки можно считать своеобразным методом запоминания. Когда ученик пишет подсказки для контрольной, он задействует моторную и зрительную память. Информация будет усвоена мозгом автоматически. Кроме того, ученик развивает логическое мышление во время подбора материала для списывания. Он понимает, какие микротемы более важны, а какие второстепенны.

Использование шпаргалок во время уроков также развивает ловкость, наблюдательность и реакцию: ученику необходимо воспользоваться ответами так, чтобы преподаватель не заметил.

Как сделать хорошую шпаргалку

  • Перепишите информацию для подсказки несколько раз. Так она лучше запомнится. Писать подсказки от руки лучше, чем перепечатывать их на клавиатуре. Так вы запомните больше материала.
  • Научитесь отделять главное от ненужного. Создавая шпаргалку, пишите наиболее запоминающиеся тезисы. Например, если вы пишете конспект про самые большие по площади страны, вам не нужно запоминать двадцать государств. Достаточно записать и запомнить первые 5–10 стран. Если при написании подсказки вы качественно структурируете информацию, вы лучше запомните то, что записали.
  • Подойдите к созданию шпаргалки с креативом. Какая-то информация лучше запоминается с помощью графиков и схем. Это поможет вам не только лучше запомнить данные, но и оперативно найти необходимые ответы.
    Читайте нас, где удобно

    Рассказываем школьную программу так, что хочется учиться

Изображение на обложке: Emile the Illustrator / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: