5 фактов о СМИ, которые стоит объяснить ребёнку

5 фактов о СМИ, которые стоит объяснить ребёнку
Татьяна Самойленко
Татьяна Самойленко
Автор Фоксфорд.Медиа

Сегодня информации в интернете становится всё больше, поэтому важно уметь её интерпретировать. Мы пообщались с Егором Королёвым, руководителем бакалаврской программы «Медиакоммуникации» в петербургском кампусе Вышки, и узнали, в чём состоит задача журналиста, почему нужно быть в курсе разных точек зрения и как объяснить это ребёнку.


Егор Королёв

Кандидат наук, доцент факультета Школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ, академический руководитель бакалаврской программы «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

СМИ — только часть медиапространства

Раньше средства массовой информации — печатные и цифровые, радио и телевидение — были монополистами в журналистике. Они сообщали о происходящем в мире, формировали общественное мнение, образовывали и объединяли граждан, выражали общественные интересы. Но в 2022 году не стоит преувеличивать их роль. Теперь мы говорим не о СМИ, а шире — о медиапространстве.

Сегодня информацию распространяют не только журналисты. Наоборот, СМИ часто не выдерживают конкуренцию со своей аудиторией. Многие читатели и зрители сами стали авторами: завели блоги, медиапроекты или телеграм-каналы.

В последние годы аудитория переходит к локальным медиа — от паблика про родной район до блога про домашних животных. Именно в таких медиа читатели ищут информацию, которая их интересует. Фоксфорд.Медиа — яркий пример такого нишевого проекта.

В крупных общественно-политических СМИ про ваш район и соседей вряд ли напишут. Там замахиваются на темы большой политики. Аудитории на ежедневной основе интереснее читать про свои дела и новости, чем про то, что делают публичные лица. Поэтому сегодня сформировалось медиапространство, в котором каждый человек может заниматься журналистикой и выполнять роль СМИ. Неважно, насколько вы известная личность: локальные проекты тоже становятся значимыми.

Задача журналистов — глубоко «копать»

Многие СМИ разучились самостоятельно добывать информацию, находить информационные поводы у своей аудитории и стали всего лишь передаточным звеном официальных сведений, которые спускает федеральная или региональная власть. При взаимодействии с такими СМИ ребёнок должен это учитывать.

Некоторые газеты и телеканалы могут быть похожи на пресс-службы и публиковать скорее новости, чем глубокие материалы. Например, о новой детской площадке написать про место открытия и район. Но задача журналиста сложнее: рассказать, сколько выделено денег на её строительство, будут ли горки безопасными, сколько ещё площадок нужно, чтобы хватало всем детям. Когда СМИ не могут так «копать», их перестают читать и переходят туда, где можно найти ответы на эти вопросы.

Нужно знакомиться с разными точками зрения

СМИ можно считать объективным, если оно соблюдает главный профессиональный принцип — предоставляет слово всем сторонам. Когда в одном новостном сюжете представлены две разные точки зрения, сюжет получается объективный: любой зритель сам сделает вывод.

Важно дать ребёнку понять: если журналист не даёт слово второй стороне или иронизирует по поводу её точки зрения, то это не журналистика. Автор должен уметь выстраивать взаимодействие и коммуникации между разными локальными сообществами. Быть миротворцем, а не воином.

Нет универсального списка объективных источников, которым можно верить на слово и ни в чём не сомневаться. Поэтому нужно следить за разными медиа — отечественными и зарубежными, официальными и неофициальными, крупными и нишевыми. Важно диверсифицировать источники: так ребёнок сможет увидеть общую картину и понять, что истина где-то посреди всего множества мнений. Она точно не находится в одном месте.

Подписывайтесь на дайджест для
старшей средней младшей школы

Будем вместе учиться и разбираться в сложных темах

Бывает полезно знать, кто финансирует СМИ

В последние годы ряд российских СМИ и медиапроектов получили статус иностранного агента и обязаны сопровождать свои публикации юридическим примечанием об этом. Статус показывает, что СМИ финансируется из-за рубежа или получило грант. Если СМИ указывает источники финансирования, ребёнок будет знать, чего ожидать от публикуемых материалов.

Например, если учредителем медиа является крупная компания, в таком СМИ вряд ли появится критика по отношению к её действиям. И наоборот — в других медиа можно будет увидеть, какие минусы у неё есть.

Когда я читаю объективную информацию со всеми точками зрения, которая была собрана и опубликована благодаря какому-либо гранту — как государственному, так и иностранному, — я радуюсь, что журналисты стараются эффективно потратить полученные деньги.

СМИ могут заниматься пропагандой. Но ей можно противостоять

Пропаганда часто становится частью информационной войны, во время которой чёрное объявляется белым, а белое — чёрным.

Пропаганда всегда пытается скрыть правду и убедить всех, что Ахматова и Бродский — злодеи. Но как бы ленинградские газеты ни травили Ахматову и Бродского, мы поэтов читаем и перечитываем.

Школьнику любого возраста будет понятна такая аналогия: если сайт для автомобилистов будет регулярно писать, что велосипедисты — злодеи, то в итоге автомобилисты могут выйти на улицы, начать ловить неугодных велосипедистов и прокалывать им шины.

Объективным будет только то СМИ, которое выслушает доводы и автомобилистов, и велосипедистов, а потом сделает материал про то, как можно поделить городское пространство между этими группами.

Посоветуйте ребёнку всегда искать в статье, репортаже или сюжете вторую точку зрения. Призывайте задуматься: что хочет сказать автор, выражает ли он свою позицию, какие факты он использует, какие эмоции? Если фактов нет, а журналист жонглирует эмоциями, — это пропаганда.

Можете потренироваться вместе со школьником: выберите несколько статей или репортажей из разных источников, а затем проанализируйте материалы на факты и оценочные суждения. Совместная дискуссия научит подходить к информации критически.

Иллюстрация: Zlata Topchyi / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: