Обзор ретроигр: во что играли до начала эры Sony PlayStation

Откуда пришла современная консоль, и чем себя развлечь на каникулах

Обзор ретроигр: во что играли до начала эры Sony PlayStation
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

В год выхода пятой Sony Play Station мы вспоминаем, с чего всё начиналось. Одни игрушки канули в прошлое, другие успешно прошли испытание временем — их до сих пор производят и продают. Рассказываем, во что играли российские школьники на протяжении последних 40 лет, а что может разнообразить ваш геймерский опыт.

1980-е годы

Телевизионные игровые автоматы

В начале 1980-х годов в Советском Союзе появился Телевизионный игровой автомат многокадровый цветной, сокращённо — ТИА-МЦ-1. Для него выпустили 12 аркадных игр: простые сюжеты, всё происходит на одном экране, игроку даются жизни и победные очки. На одном автомате устанавливалась только одна игра.

Чтобы играть в советские игровые автоматы, нужно было опустить в монетоприёмник 15 копеек. Для сравнения: билет в кино стоил 10 копеек.

Электронные игровые автоматы пришли на смену электромеханическим, на которых игроки целились в мишень на экране через прицел или видоискатель. Первые отечественные устройства стали выпускать после международной выставки «Аттракцион-71», которая прошла в Москве в 1971-м году. Организаторы выкупили 30 самых популярных моделей, и наши инженеры создали на их основе аппараты для российского рынка. В начале 90-х автоматы стали исчезать: ремонт стоил дорого, а новые модели не производили. Кризис перестройки затормозил работу заводов в стране.

Портативные игры

В 1984-м году Советском Союзе появились первые портативные электронные игры. Под маркой «Электроника» выпускали адаптированные копии японских игрушек. Например, Микки Мауса и Минни заменили Волк и Заяц из «Ну, погоди!». Механика игр была одна и та же, а вариаций много: с волком, поваром, осьминогом, а ещё гонки, футбол, биатлон, охота и несколько других.

Среди игроков ходила забавная легенда: если набрать в игре 1000 очков, на экране появится мультфильм. Это было невозможно, а по достижении 999 баллов игра начиналась сначала.

Японский прототип придумал изобретатель Ганпей Йокой. Он наблюдал, как пассажир поезда нажимал на кнопки калькулятора, чтобы себя развлечь. Йокой решил, что компьютерной индустрии может быть интересна разработка игры со схожим интерфейсом. Так родился хит.

1990-е годы

Домашняя консоль Dendy

Летом 1983-го года в Японии появилась игровая приставка Famicom, которую в США и Европе узнали под маркой NES. Игры для неё издавались на отдельных картриджах. За рубежом пик популярности этой 8-битной консоли пришёлся на середину 80-х, а до России тренд докатился только к 1992-му году.

Когда российские предприниматели наладили выпуск приставки под маркой Dendy, на зарубежных рынках уже появились 16-битные консоли. Dendy быстро обрела популярность: через год её продавали четыре дилера компании, а к 1995-му году компания открыла 80 представительств. Телереклама приставки провозглашала: «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди — играют все!».

16-битная Sega

Консоль нового поколения появилась в Японии, США и Европе на 4 года раньше, чем у нас. Талисманом бренда Sega стал ёжик Соник — герой фирменной игры и конкурент Марио. Российская компания, которая продавала неофициальные клоны консолей Nintendo, организовала выпуск «серых» версий «Сеги» под брендом «Денди». Оригинальные консоли фирма тоже продавала, но они стоили на 30–40% дороже и не пользовались спросом.

В Японии и России приставка называлась Sega Mega Drive, а в США Sega Genesis. В борьбе с конкурентом «Сега» использовала слоган: «Genesis does what Nintendon’t». В Nintendo отвечали: «Nintendo is what Genesisn’t». Sega выпускала приставки до триумфального выхода Sony PlayStation 2 в 2000-м году.

Game Boy и тетрис

Пока в СССР довольствовались ловлей яиц с героями «Ну, погоди!», японцы выпустили компактную новинку — Game Boy. Эта портативная игровая консоль содержала 6 игр: «Супер Марио», «Арканоид», «Бейсбол», «Теннис», «Маджонг» и «Тетрис». В Японии устройство продвигали в основном за счёт Марио, а в Европе более популярным стал тетрис.

В 1990-м году игрушка стоила $ 90, что в ценах 2020-го года составляет примерно 14 тысяч рублей. Поэтому более популярным стало китайское устройство Brick Game, которое до сих пор называют тетрисом. Прямоугольный корпус со скруглёнными углами внешне действительно напоминал кирпич — brick. Чаще всего на нём было от 8 до 32 игр: «Тетрис», «Змейка», «Чапай» — с расстрелом движущихся блоков, игры на выбивание шариком препятствий.

Изначально игру «Тетрис» разработал советский программист Алексей Пажитнов, а версию для компьютера IBM создал 16-летний школьник Вадим Герасимов. В одном из интервью Пажитнов объяснил, как тетрис покорил пользователей: в нём нет персонажа, который может не понравиться, а укладка кирпичиков создаёт иллюзию творческого процесса. Сегодня тетрис признан одной из важнейших игр в культуре и хранится в Библиотеке Конгресса США.

Тамагочи

В Японии виртуальный питомец появился в 1996-м году в форме игры для консоли Game Boy. Это было неудобно, ведь зверушке постоянно требуется внимание: покормить, убрать за ним, поиграть, полечить. Носить с собой даже портативную консоль получалось не всегда, к тому же батарейки довольно быстро садились. Так в скором времени японская компания Bandai выпустила игру в форме яйца с небольшим дисплеем и тремя кнопками управления. Через год тамагочи появился в России.

Многие дети мечтали о питомце в яйце, но не каждый родитель мог его купить. Интерес к тамагочи объясняют тем, что многим школьникам из-за жилищных условий или аллергии не разрешали завести настоящих домашних животных. Японка Маита Аки придумала игру тамагочи именно для того, чтобы любимый питомец всегда был рядом. Современные тамагочи выпускают с цветным дисплеем, они не только живут своей жизнью, но создают семьи и дружат.

Иллюстрация: ClowBen

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: