Что делать, если запутался в себе

5 вопросов от психолога, которые важно себе задать

Что делать, если запутался в себе
Екатерина Семёнова
Екатерина Семёнова
Куратор в «Университете детей», разработчик образовательных программ.

Когда мысль «недостаточно стараюсь» преследует постоянно, разобраться в желаниях становится сложно. Может быть, взять gap year? Отдохнуть, отделить стресс окончания школы от стресса поступления, пройти стажировку, досдать ЕГЭ позже, если захочется пойти на другую специальность, пожить независимо от родителей, почувствовать свои границы и понять, что вам действительно интересно. К сожалению, возможность поставить всё на паузу есть не всегда.

Мы спросили школьников о том, что их волнует. На основе ответов автор «Фоксфорд.Медиа» Екатерина Семёнова вместе с психологом Татьяной Шульц сформулировали 5 вопросов, которые важно задать себе, если чувствуете, что запутались.


#1
Напишите в процентах уровень важности хорошей сдачи ЕГЭ и поступления в конкретный вуз и попросите родителей сделать то же самое

Кто больше хочет, чтобы вы поступали именно сюда? Сложно отделить себя в этом выборе от родителей, поскольку ЕГЭ и поступление — это история семейная, а не индивидуальная. Жизнь в контексте экзаменов перестаёт быть частной. Теперь вопрос вашего будущего обсуждается в публичном поле, а понять, что хотите конкретно вы, можно только оставшись наедине с собой.

Выбор вуза — это не выбор профессии на всю жизнь. Сейчас мало кто мыслит такими категориями, а, скорее, старается понять свои сильные стороны и определить навыки, в которые хочется вкладываться. Если получится выбрать сферу, которую вам будет интересно изучать 4 года в университете, с первого раза — это уже будет огромным достижением. После выпуска вы обязательно найдёте, как и где это применить. Немногие в 17 лет знают, что хотят стать финансовым директором или фронтенд-разработчиком. Всё ещё будет меняться миллионы раз, а поиск себя не заканчивается на этапе поступления.

#2
Что вас поддерживает и участвуют ли в этом родители  

Поддержка сейчас очень важна, но, поскольку тема экзаменов неотделима от родительских ожиданий, они видят свою помощь в том, чтобы продавливать и мотивировать.

Из-за повышенного уровня тревоги они часто не напрямую, а неосознанно или манипулятивно требуют слишком много. Создаётся огромное напряжение. Предлагая варианты развития событий, родители часто пугают: «Не поступишь в университет, пойдёшь в колледж на экономический» или «Ты что, не понимаешь, что если станешь музыкантом, будешь всю жизнь прозябать в нищете и сидеть на нашей шее?».

#3
Останетесь ли вы собой, если сдадите плохо

🙄 Насколько меня как человека определяет подготовка к экзамену?

😏 Какие другие сильные стороны кроме знаний у меня есть?

🙂 За что меня ценят люди и за что я себя уважаю?

Ответьте на эти вопросы, чтобы не потерять себя как личность, и вспомнить, что помимо учёбы вы умеете придумывать классные мероприятия, разбираетесь в музыке и кинематографе, любите читать или легко находите общий язык.

#4
Что будет, если вы не поступите

Подумайте о времени после экзаменов. Неважно, как вы их сдадите, — где будете праздновать? Представьте себе первый в жизни сентябрь без школы — чем вы хотели бы заняться? Пофантазируйте, как бы вы провели год без учёбы?

Экзамены — короткий миг, когда оценивается знание конкретного предмета в крайне специфической форме. Это не результат всей вашей жизни.

#5
Сколько времени у вас остаётся на отдых

Когда вы задаёте себе вопрос «Выжал ли я всё, приложил ли максимум усилий?», всегда кажется, что можно было сделать больше. Особенно оглядываясь на одноклассника, который целыми днями занимался с репетиторами, решил все КИМ и, бесспорно, подготовился, лучше вас.

Выпускные классы проходят так, будто кроме экзаменов жизни нет. Все приятные занятия уходят, остаётся лишь тревожность и ответственность в процессе поступления. Однако человек не может полноценно жить, функционируя ради одной цели. Обсудите с родителями время, которое вы можете проводить не думая ни о чём.


Какое бы решение вы не приняли — это будет ваш индивидуальный опыт, из которого получится извлечь что-то полезное. Не только профессиональное самоопределение, но и новые знания о себе и людях, подходы к сложным ситуациям и полезные контакты, новые увлечения, впечатления и друзей.

Если на новом месте не понравится — можно всегда поменять факультет или вуз. В 2021 году сделать это будет намного проще: планируется запуск пилотного проекта, который позволит студентам корректировать специальность после второго курса обучения.

Изображения: Anya Derevyanko / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: