Как в 10 классе обеспечить себе поступление в МГУ

Ученица Фоксфорда о том, как с восьмого класса готовилась к олимпиадам по русскому языку и стала призёром Всероса

Как в 10 классе обеспечить себе поступление в МГУ
Елизавета Фаненштыль
Елизавета Фаненштыль
стала призёром на Всеросе по русскому языку

Поддержка сильных преподавателей

Я учусь в физико-математическом классе математического лицея города Нижневартовска. Поступила сюда потому, что это одна из самых сильных школ в нашем городе. Но я всегда больше интересовалась гуманитарными предметами.

В седьмом классе я заняла первое место в олимпиаде по русскому языку. В восьмом к нам пришла сильная учительница по русскому и литературе, которая заметила мой интерес и предложила серьёзно готовиться к олимпиадам. Я начала ходить на факультативы — 2 раза в неделю по 2-3 часа. Занятия проходили даже в каникулы.

Я хотела готовиться максимально эффективно, поэтому в дополнение к школьным занятиям купила курс по русскому языку в Фоксфорде. Преподавателем был Никита Змановский, который сам выиграл две олимпиады и сейчас учится в Высшей школе экономики — то есть он постоянно связан с современной наукой.


Так я училась у разных преподавателей: у того, кто хорошо разбирается в основах, и у того, кто больше понимает в современной лингвистике.


Три года подготовки

На Всеросе, как и на других олимпиадах, многое зависит от способностей участника. Если у человека хорошие лингвистические задатки, ему может хватить года, чтобы подготовиться и победить. Мне понадобилось несколько лет, чтобы достаточно изучить теорию и тщательно прорешать задачи.

Я начала участвовать в олимпиадах по русскому языку с восьмого класса. Чтобы тренироваться на разных заданиях и повысить свои шансы на хороший результат, готовилась сразу к нескольким: «Высшей пробе», Всероссийской олимпиаде школьников и «Ломоносову». В девятом классе на Всеросе вышла на региональный этап, а в десятом — заняла призовое место на заключительном этапе.

В девятом классе параллельно с олимпиадами я сдавала ОГЭ, но экзамены были очень простыми и почти меня не отвлекали. В десятом классе у нас начался углублённый курс математики и физики, и совмещать все занятия стало сложнее.

Мой учебный день выглядел примерно так:

  • Занятия в школе
  • На переменах или в окнах между уроками — изучение словарей в библиотеке или просмотр лекций известных лингвистов Зализняка или Плунгяна
  • После уроков — факультатив со школьным учителем или онлайн-уроки в Фоксфорде по русскому языку

По выходным тоже старалась заниматься — мне казалось, что я делаю недостаточно. Сейчас я понимаю, что нужно было делать больше перерывов в учёбе, потому что под конец года я очень устала. Лучшим отдыхом в то время для меня были встречи с друзьями: с ними получалось отвлечься и немного переключиться.

Задания на разных этапах Всероса по русскому

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, как и по другим предметам, проходит в 4 этапа:

  • Школьный — в сентябре
  • Муниципальный — в октябре
  • Региональный — в январе
  • Заключительный — в апреле, каждый год проходит в разных городах, в этом году — в Великом Новгороде

Поскольку я живу в маленьком городе, школьные и муниципальные этапы у нас были довольно простыми. Позже я сравнивала задания: задачи для ребят из Москвы и Петербурга оказались сложнее. У нас были вопросы, которые уже встречались в других сборниках, например, расставить запятые или пропущенные буквы.

Пример задания на школьном этапе Всероса по русскому

На региональном этапе дали уже более глубокие задачи, но для их решения достаточно обладать хорошим словарным запасом и логикой. Вот пример одного из заданий.

Пример задания на региональном этапе Всероса по русскому

Заключительный этап не так сильно отличался от регионального. Пример одного из заданий:

Пример задания на заключительном этапе Всероса по русскому

Самым главным на Всеросе, на мой взгляд, было набрать достаточное количество баллов на регионе и пройти на заключительный этап.

Заключительный этап в Великом Новгороде

В Великом Новгороде каждый год проходят раскопки берестяных грамот. Известный российский лингвист Андрей Анатольевич Зализняк занимался их расшифровкой, поэтому было очевидно, что задания на эту тему будут и в олимпиаде. Я специально к ним готовилась и на заключительном этапе хорошо выполнила задачу, связанную с новгородской летописью.

Пожалуй, самым сложным на финальном этапе был психологический фактор: приезжали ребята со всей России, и мне казалось, что я сильно уступаю им по знаниям. Была и большая группа ребят из Москвы, которые всегда ходили вместе и поддерживали друг друга на всех этапах. Из Нижневартовска я оказалась одна, и поначалу это тоже угнетало, но со мной приехал хороший сопровождающий. Моя учительница тоже меня отлично поддерживала на расстоянии. А под конец я так сильно устала, что перестала переживать.

Заключительный этап длился четыре дня:

Первый день — в течение четырёх часов мы выполняли в аудитории задания первого тура.

Второй день — второй тур, на котором нужно было продемонстрировать языковое чутьё. Задания дали более творческие и ориентированные на участников, которые хотят серьёзно заниматься наукой.

Третий день — пока составители проверяли наши олимпиады, мы отдыхали, ходили в музей и на другие мероприятия, которые подготовили организаторы. В тот момент я думала, что справилась с олимпиадой лишь наполовину, и расстроилась. Но я смогла отвлечься: сходила в музей посмотреть грамоты и другие находки с раскопок. Тогда я подумала, что, даже если не выиграю, моё увлечение останется со мной.

Четвёртый день — показ работ и обсуждение с составителями. Когда я увидела свои баллы, поняла, что прохожу в призёры. Но воспользовалась возможностью и обсудила спорные моменты с составителем. Я подошла к нескольким профессорам: не со всеми диалог получился приятным — им тоже не хотелось признавать свои ошибки. Но в итоге я смогла убедить оппонентов и набрала 4 дополнительных балла.

Как готовиться к Всеросу по русскому языку

Результаты Всероса действительны в течение четырёх лет: начав участвовать с восьмого класса, можно занять призовое место и заранее гарантировать себе поступление.

Активной подготовкой я советую заниматься в 8-9 классе, поскольку к этому времени вы успеете достаточно познакомиться с предметом и вас не будет отвлекать ЕГЭ. Следует готовиться сразу к нескольким олимпиадам по тому предмету, который вы выбрали. Решая задачи разных типов, вы получите хороший опыт.

Вот как выглядит мой рецепт подготовки к олимпиаде:

Книги Вначале изучите базовую теорию:
— «Энциклопедия для детей: Том 10. Языкознание. Русский язык», издательство «Аванта +»
— Ю. Откуппщиков «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии»
— Н.М. Шанский «Лингвистические детективы»

Регулярно прорешивайте задания с сайта олимпиад и из сборников олимпиадных задач:
— В.И. Беликов, Е.В. Муравенко, М. Е. Алексеев «Задачи лингвистических олимпиад. 1965–1975»
— Б.Ю. Норман «Лингвистические задачи»
— М.Б. Успенский «Задачи по русскому языку. Поиск и анализ трудных решений»
— Серия книг «Пять колец» — задания всероссийских олимпиад разных лет
— Журнал «Русский язык в школе», там часто публикует хорошие олимпиадные задачи

Также для хорошей подготовки важно читать словари — особое внимание советую обратить на фразеологические и этимологические.
Задания олимпиад прошлых лет Изучите задания олимпиад прошлых лет на официальных сайтах. Для начала можно прорешать задания школьного этапа — вы сразу поймёте, по каким темам нужно восполнить пробелы:
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
«Высшая проба» по русскому языку
«Ломоносов» по русскому языку
Традиционная олимпиада по лингвистике
Занятия с преподавателем Заручитесь поддержкой ваших школьных учителей, запишитесь на дополнительные курсы, чтобы иметь возможность заниматься по разным материалам и не сдаваться, когда от усталости хочется всё бросить.
Конспекты Заведите тетрадь, чтобы записывать задания, которые даются вам с трудом. Так вы сможете проанализировать, каким темам нужно уделить больше внимания, и пролистать конспекты перед олимпиадой.
План, по которому Елизавета готовилась к Всеросу по русскому

Мои планы на 11 класс

Призовое место на Всеросе обеспечило мне поступление на лингвистический факультет МГУ — именно туда, куда я хотела. В одиннадцатом классе мне достаточно сдать только ЕГЭ по математике и английскому, но я планирую сдавать и ЕГЭ по русскому языку — не хочу обижать свою учительницу, которая несколько лет нас к нему готовила.

Я хочу подтвердить свой результат, поэтому год мне предстоит напряжённый. Планирую снова участвовать во Всеросе, «Высшей пробе», «Ломоносове» и Традиционной олимпиаде по лингвистике. Особо хочу уделить внимание традиционке — на ней всегда интересные задачи, которые хорошо развивают логическое мышление. Также логику планирую тренировать изучением математики, в частности, геометрии. В геометрических задачах более нестандартный подход, чем в алгебре.

Олимпиады — хороший способ гарантировать себе поступление в желанный вуз. Но думаю, в них нужно участвовать и просто для себя. Очень легко расслабиться после одной покорённой вершины, поэтому я точно буду продолжать.

👉

Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей