<<Лид>>
Выбор формы
Прежде чем приступать к делу, определитесь с формой вашей работы. Доклад можно сделать в форме реферата, а можно — в виде презентации.
Реферат — это подробная письменная работа, которая выполняется и оформляется по определённым правилам и требует достаточно глубокого раскрытия темы.
Презентация — сообщение по теме с использованием изображений (слайдов) и небольшого количества текстовой информации. Уточните, можно ли вам выбрать форму доклада самостоятельно или она уже определена педагогом. Форма доклада будет иметь значение при подготовке. Например, для презентации нужно будет подобрать изображения, а реферат потребуется правильно оформить.
Планирование
Не откладывайте написание доклада на последний день. Лучше всего составить график подготовки с учётом сроков. Если до сдачи доклада остался месяц или больше, возникает соблазн потянуть время и приступить попозже. Не поддавайтесь искушению. Чем раньше вы начнёте работать над материалом, тем более качественной получится работа.
Для составления графика используйте технику планирования «Линия времени». Нарисуйте прямую линию и поставьте на ней контрольные точки-даты, к которым необходимо выполнить ту или иную часть работы. Например, начальная точка — 1 ноября, конечная точка — день сдачи доклада, 1 декабря. Тогда ключевыми точками будут:
7 ноября — написать план доклада и согласовать его с педагогом;
15 ноября — закончить собирать материал;
22 ноября — подготовить черновик и показать учителю;
25 ноября — завершить оформление доклада.
Если доклад содержит практическую часть, например, описание самостоятельно проведённого эксперимента или исследования, это исследование также нужно спланировать заранее и расписать на линии времени. Сроки в этом случае напрямую зависят от сути эксперимента. Если нужно вырастить растение из семян для доклада по биологии, заранее узнайте, сколько времени на это понадобится и учтите эти данные при составлении плана.
Структура
Прежде чем начать собирать материал, продумайте структуру будущей работы — из каких частей — глав, параграфов, пунктов — она будет состоять, и составьте подробный план доклада. Если этого не сделать, есть риск утонуть в обилии информации и потерять много времени на отсеивание лишних данных. Готовый план поможет эффективнее и быстрее собрать материал. Однако не воспринимайте его как догму — часто план требует изменений и улучшений в процессе подготовки, и бояться этого не нужно.
Погружение в тему
Доклад получится интересным и глубоким, если по-настоящему вникнуть в тему, тщательно в ней разобраться. Несколько советов для максимального погружения:
Выбирайте тему, которая вам нравится
Если же такой возможности нет, обязательно постарайтесь пробудить интерес к заданной теме. Подумайте, чем она вам близка или полезна, как связана с вашей жизнью и вашими актуальными увлечениями.
Создайте вокруг себя информационное поле, связанное с темой доклада
Смотрите художественные и документальные фильмы, читайте книги по теме — не обязательно научные, можно взять и художественные, если их сюжет близок теме доклада. Смотрите занимательные видеоуроки и лекции в интернете.
Свяжите тему доклада с жизнью
Рассматривайте предметы и явления окружающей действительности через призму вашего доклада. Если это биология — наблюдайте за животными и растениями, если физика — ищите вокруг примеры физических явлений, если история — следите за новостями и проводите аналогии с современностью.
Сбор материала
Прежде чем приступить к изучению материала, определитесь с источниками информации.
Интернет
Обязательно оценивайте материалы в сети на достоверность: обращайте внимание, кем написана статья, из какой книги или учебника взяты отрывки или приведены цитаты. Аудио- и видеоролики лучше смотреть на образовательных порталах, каналах и лекториях. Не злоупотребляйте «Википедией» — данные в её статьях не всегда достоверны, однако их можно использовать для составления предварительного плана и поиска источников. Используйте факты и цитаты из «Википедии», подтверждённые ссылками на источники.
Учебники и другая учебная литература (пособия, хрестоматии)
Список рекомендуемых учебников и пособий уточняйте у преподавателя. Учебники можно приобрести в магазине, но лучше взять в библиотеке или найти в сети в электронном виде.
Энциклопедии и словари
Из них удобно брать определения, термины, имена, даты, формулы и другую справочную информацию.
Лайфхаки для сбора материала:
- Читая учебник, сразу выписывайте или копируйте из него нужную информацию. Во время прослушивания аудио- или видеолекций делайте заметки или отмечайте время, где вам встретилась нужная информация, так будет проще снова её найти.
- Начинайте писать текст доклада параллельно с накоплением материала. Не стремитесь сразу изложить всё, делайте заметки, наброски, пишите небольшие абзацы.
- Выполняя работу над практической частью, тщательно фиксируйте все свои действия, ведите записи, заметки или дневник наблюдений, если это необходимо — сделайте фото и приложите их к докладу.
- Сразу записывайте все источники, которые используете, это понадобится для составления списка литературы в конце реферата.
Помощь со стороны
Не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу или родителям. С ними можно обсудить тему доклада, узнать их мнение и отношение к вопросу, посоветоваться, какими источниками пользоваться и в каком ракурсе подать тему. Покажите им черновой вариант проекта и учтите замечания, исправьте ошибки.
Если учитель поручил доклад не только вам одному, а команде из нескольких одноклассников, обязательно обсудите между собой порядок работы, определите зоны ответственности каждого и периодически собирайтесь для обсуждения, как идёт работа над докладом.
Что нужно запомнить:
- В первую очередь определитесь с формой и структурой доклада.
- Составьте план работы.
- Выбирайте интересную вам тему или постарайтесь заинтересоваться той темой, которая вам досталась. Изучайте вопрос «с погружением»: читайте книги, смотрите фильмы и видеоролики на тему. Свяжите тему доклада с реальной жизнью.
- Пользуйтесь проверенными и достоверными источниками.
- Обращайтесь за помощью к учителям, родителям или одноклассникам. При совместной работе над проектом распределите обязанности и назначьте зоны ответственности. Напишите черновик и покажите его преподавателю.