<<Лид>>
Планирование: краткосрочное и долгосрочное
Планирование — это распределение времени в соответствии с приоритетами.
Долгосрочное планирование — это составление планов на продолжительный отрезок времени, например на несколько лет. Однако если ваша глобальная цель не требует так много времени (например, к ЕГЭ вряд ли кто-то осознанно готовится за пять лет), то долгосрочным планированием могут считаться планы на год или два. Долгосрочное планирование помогает людям и компаниям представить себе глобальную стратегию, большие планы.
Краткосрочное планирование — это распределение времени на маленькие отрезки для последовательного выполнения мелких задач. Для них может потребоваться, например, день, несколько дней или неделя. Краткосрочное планирование помогает встроить в расписание и рутинные дела, и учёбу, и хобби, и отдых.
Яна Белова,
международная специалистка по сообществам, соосновательница Mesto.co, основательница Why Not Month, Walking Eagles Club
Как ты начала планировать время?
С раннего детства и вплоть до окончания университета я жила в режиме «продуктивного безделья»: была предоставлена сама себе, поочерёдно воплощала свои идеи, и мои задачи никогда не конфликтовали друг с другом.
Сложности с планированием времени начались, когда я стала работать в пиаре. Появились разные цели, которых нужно было достигать, так что я столкнулась с необходимостью планировать своё время и расставлять приоритеты. Когда я стала СЕО в международном проекте, поняла, что задач становится слишком много. Погружаясь в один проект, я совершенно переставала понимать, что происходит в другом. Более того, я уже была мамой, и мне хотелось сохранять свои хобби, увеличивать количество проектов, в которых я участвую, проводить достаточно времени с семьёй и друзьями.
МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК Я ПОСТЕПЕННО РАЗРАБОТАЛА СВОЮ СИСТЕМУ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА ИЛИ, КАК Я ЕЁ НАЗЫВАЮ, «КОРОБОЧКИ». ОНА ПОМОГАЕТ МНЕ НЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ И РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИВАТЬСЯ.
Что это за система — «коробочки»?
Я смотрю на свою жизнь как бы сверху и представляю свои занятия, роли и проекты в виде «коробочек». Каждую из них называю соответствующе: «Здоровый образ жизни и внешний вид», «Друзья и родители», «Профессиональное обучение и нетворкинг». На каждую «коробку» я вешаю две бирки: как выглядит идеальное состояние в ней и почему она так важна для меня.
Каждую неделю я записываю несколько новых целей для каждой «коробки» и держу в голове три — пять коробок, которые для меня приоритетны. Остальные я просто держу в уме.
Я всегда оставляю пространство для манёвра — время без планов, чтобы порефлексировать, отвлечься, увидеть новые возможности.
Зачем тебе нужно планирование?
Планирование помогает мне не отказываться от мечты, а постепенно идти к ней. Я заметила, что многие люди ссылаются на пенсионный возраст как на период для исполнения своих желаний. «Вот выйду на пенсию и встану на сноуборд» или «Выйду на пенсию и открою кафе». Но никто как будто не задумывается — а вдруг у тебя просто не будет сил, чтобы сделать это?
ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПЛАНОВ — ЭТО СЕЙЧАС.
За всё, что происходит в нашей жизни, ответственны только мы сами, и я придерживаюсь этой точки зрения. Именно поэтому мне так близко ретроспективное планирование: я сначала представляю идеальную картинку своей жизни, например, через пять лет, а потом возвращаюсь к настоящему и понимаю, что мне нужно сделать, чтобы это стало реальностью. Тогда я дроблю свои задачи на более мелкие. Связка с будущим — лучший мотиватор.
Алёна Королёва,
училась в «Фоксфорде», набрала 100 баллов на ЕГЭ по русскому
Как ты планировала своё время в период подготовки к ЕГЭ?
Серьёзно готовиться к экзамену по русскому я начала в 11-м классе.
ЕЩЁ ЛЕТОМ РЕШИЛА, ЧТО ДО ВЕСНЫ ДОЛЖНА РАЗОБРАТЬ АБСОЛЮТНО ВСЕ ЗАДАНИЯ, А С МАРТА ПРОСТО РЕШАТЬ ВАРИАНТЫ ИЗ ПОСОБИЙ.
Я выделила три дня в неделю, чтобы заниматься именно ЕГЭ по русскому. В те дни я смотрела видеоуроки, решала домашние задания, делала конспекты.
У тебя было расписание дня во время подготовки?
Типичный день с подготовкой к экзамену выглядел так: с 8:30 до 15:00 я училась, возвращалась домой, через полтора часа начинала делать домашнее задание. После этого смотрела видеоуроки, решала прикреплённое задание, делала конспект. Вплоть до апреля я перед сном дополнительно читала литературу к сочинению.
Ты планировала глобально или только мелкими ежедневными задачами?
Обычно я сначала расписывала долгосрочный план подготовки к экзамену, который потом разбивала на множество маленьких целей. Например, «закрыть блок “Грамматика” до конца недели» или «научиться писать комментарий в сочинении к концу ноября». Так я не упускала какую-либо часть подготовки и уделяла достаточно времени каждому блоку.
Для меня самой сложной частью, как и для многих ребят, было сочинение, поэтому я уделяла ему особое внимание. Приходилось иногда быстро решать тестовые задания, чтобы больше времени осталось именно на сочинение.
Можно ли менять планы?
Иногда мне приходилось менять план подготовки к экзамену и ускоряться, когда я понимала, что отстаю от намеченных целей. Это было немного тревожно, я начинала думать, что не успею подготовиться. Однако оказалось, что времени вполне достаточно, если собраться с мыслями и не опустить руки.