История экзаменов в России
Первые выпускные экзамены в Российской империи
Первые экзамены в российских гимназиях появились в 1837 году, когда были приняты «Правила для испытания в уездных училищах и гимназиях». Вузы не справлялись с потоком абитуриентов, и Министерство народного просвещения ввело систему экзаменов для поступающих в университеты. Экзамены принимала комиссия, которая выставляла отметки по пятибалльной системе — той, что знакома нам до сих пор.
Поступить в высшие учебные заведения можно было, пройдя «испытание зрелости» — аналог современного ЕГЭ.
Задания на выпускных экзаменах определяло управление учебного округа. Письменно и устно учащиеся гимназии сдавали русский, латынь и математику, устно — остальные предметы. При успешном прохождении экзаменов выпускники получали аттестат зрелости, который необходимо было предоставить при поступлении в вуз.
Такая система экзаменов просуществовала до 1917 года.
Выпускные экзамены в Советской России
«Декларация о единой трудовой школе» 1918 года отменила все прежние экзамены. В вузы снова принимали без вступительных испытаний до 1944 года.
По новым правилам середины XX века, к экзамену не допускались двоечники. Состав комиссии был похож на дореволюционный: директор школы, сотрудник областного отдела народного образования и учителя. Перечень экзаменов включал русский язык, литературу, математику, физику, химию, историю и иностранный язык.
Экзамены в России по закону 1992 года
После распада СССР российские выпускники 9-х классов обязательно сдавали четыре предмета: русский язык, математику и ещё два по собственному выбору. Окончившие 11-й класс должны были сдать русский и алгебру письменно, а также минимум три экзамена по курсам школьной программы.
Помимо выпускных экзаменов в школе, старшеклассникам приходилось сдавать вступительные экзамены в вуз. После 1991 года стали появляться частные вузы, и каждый институт или университет проводил собственные вступительные испытания. Если выпускник планировал подавать документы в разные вузы, ему приходилось готовиться сдавать несколько экзаменов по одному предмету. В результате школьники испытывали чрезмерную нагрузку, а родители тратили последние деньги на подготовительные курсы.
Введение ЕГЭ в XXI веке
16 февраля 2001 года вышло постановление Правительства России об организации эксперимента по проведению единого государственного экзамена в нескольких регионах страны. На протяжении нескольких лет ЕГЭ проходил в режиме эксперимента. В 2009 году единый государственный экзамен перешёл в статус обязательного для сдачи во всех школах России.
В каком году появился ЕГЭ и зачем его ввели
ЕГЭ стал обязательным в 2009 году. Российское правительство решило ввести единый экзамен, чтобы решить несколько важных задач:
- Борьба с коррупцией — устранить возможность «купить» поступление в вуз или получить преимущества за деньги.
- Единый стандарт — создать одинаковые условия проверки знаний для всех выпускников страны.
- Равные возможности — дать школьникам из регионов такие же шансы поступить в столичные вузы, как и местным абитуриентам.
- Упрощение поступления — избавить выпускников от необходимости сдавать отдельные экзамены в каждом вузе.
Что даёт ЕГЭ школьникам и вузам
ЕГЭ позволил существенно изменить ситуацию с выпускными и вступительными испытаниями. Единый стандарт поступления означает, что все выпускники сдают экзамены по одинаковым правилам и заданиям. Результаты ЕГЭ можно отправить сразу в пять вузов — не нужно лично проходить вступительные испытания в каждом из них.
Объективная проверка знаний обеспечивается тем, что тестовая часть работ проверяется компьютером, что исключает влияние субъективной оценки человека. Развёрнутые ответы эксперты проверяют по известным критериям, а работы получают в обезличенном виде.
Подготовиться и сдать экзамены в ведущие вузы страны можно в своём регионе, а не обязательно на курсах при вузе. Благодаря этому выпускники из регионов стали чаще подавать документы в столичные вузы: количество иногородних студентов в университетах Москвы и Санкт-Петербурга увеличилось.
Роль ЕГЭ в жизни школьников
ЕГЭ серьёзно влияет на выбор будущей карьеры и вуза. Результаты экзамена во многом определяют, в какой университет сможет поступить выпускник и какую специальность выбрать.
ЕГЭ работает как социальный лифт: способные школьники из небогатых семей или отдалённых регионов могут поступить в лучшие университеты страны, если хорошо сдадут экзамены. Раньше такие возможности были доступны в основном тем, у кого были средства на репетиторов и подготовительные курсы при вузах.
В жизни выпускника ЕГЭ играет ключевую роль: от его результатов зависит не только поступление, но и получение льгот, стипендий и других возможностей в будущем образовании. Многие школьники начинают готовиться к ЕГЭ уже в 9–10-м классе, понимая его важность.
Современные изменения и перспективы ЕГЭ
Сегодня обязательными для сдачи ЕГЭ являются два предмета:
• Русский язык — без него невозможно получить аттестат.
• Математика — можно выбрать базовый или профильный уровень.
Дополнительно выпускники могут сдать литературу, физику, химию, биологию, географию, историю, обществознание, иностранный язык, информатику и ИКТ.
За ходом экзамена следят наблюдатели, процесс проведения транслируется в интернете, используются металлоискатели и системы видеонаблюдения. Это помогает предотвратить списывание и другие нарушения.
Обсуждается введение обязательного ЕГЭ по истории для поступления в гуманитарные и социально-экономические вузы, что вызывает активные дискуссии в образовательном сообществе.
Выводы
ЕГЭ упростил процедуру поступления в вузы и сделал её более прозрачной. Единый экзамен решает сразу две задачи: проверяет качество подготовки выпускников и проводит конкурсный отбор среди абитуриентов. Он уравнял возможности российских выпускников, независимо от региона проживания и материального положения семьи.
Однако у ЕГЭ есть и недостатки. В экзамене мало устных ответов, из-за чего у школьников хуже развиваются навыки речи. Кроме того, стандартизированный экзамен не охватывает полностью школьный курс по предмету, и некоторые ученики вместо изучения предмета тренируются решать типизированные задания ЕГЭ.
Система экзаменов продолжает развиваться, и ЕГЭ остаётся важным этапом в жизни каждого школьника.