4 навыка будущего, которые помогут в учёбе и карьере

Креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация и интеллект-карты

4 навыка будущего, которые помогут в учёбе и карьере
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

Доктор педагогических наук, доцент, почётный работник общего образования РФ, эксперт онлайн-школы «Фоксфорд» Татьяна Фещенко рассказывает о том, как развивать креативность, критическое мышление, кооперацию и коммуникацию и чем они пригодятся ребёнку.

Что такое 4К

Концепция 4К — креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации — четырёх навыков, которые помогают успешно действовать в любой сфере, появилась в 1950-х годах в США. Специалисты, которые занимались подготовкой кадров для вооружённых сил, поняли, что для достижения высоких результатов ученикам недостаточно умения отлично обращаться с механизмами. Не менее важным является умение взаимодействовать с коллегами и клиентами.

В середине 1960-х годов концепция обрела своё завершение. Сами термины hard и soft skills пришли из IT, где словом hard обозначают компьютерную технику и все её детали, а soft — программное обеспечение. Жёсткими навыками — hard skills — стали называть навыки работы с машинами, предметами и вещами, а мягкими — soft skills — навыки работы с людьми. В 2016-м году на Всемирном экономическом форуме в Давосе все самые важные профессиональные навыки будущего поделили на три категории: грамотность, компетенции, черты характера. И в числе главных компетенций были названы 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.

Зачем развивать 4К

Эти навыки востребованы в любой профессии

Атлас новых профессий называет системное мышление одним из самых востребованных навыков будущего, а системное мышление во многом связано с концепцией 4К: оно невозможно без креативности и умения критически оценивать информацию. Современные работодатели говорят, что развитые soft skills для них важнее, чем навыки, которые непосредственно связаны с деятельностью в той или иной сфере.

Эти навыки становятся частью образовательного процесса

Разработчики образовательных технологий отлично понимают важность развития soft skills. Они работают над созданием различных моделей обучения этим навыкам, над разработкой критериев их оценки. Возможно, что в будущем задания на креативность и критическое мышление станут частью ЕГЭ. Уже сейчас эти навыки помогут ребёнку делать школьные проекты: доклады, презентации, рефераты.

Эти навыки помогут развить личностный потенциал

Умения творчески мыслить, критически воспринимать информацию и общаться с людьми важны не только в учёбе и на работе, но и в жизни. Они помогают выстраивать стратегию достижения целей, решать самые разные проблемы и задачи, которые встают перед человеком.

Как тренировать 4К

Креативность

Необычное применение вещей. Предложите ребёнку придумать 10, 50 или 100 способов использования самой обычной вещи, например, простого карандаша.

Дорисовывание фигур. Нарисуйте две палочки или круг и предложите ребёнку дорисовать фигуру, а потом объяснить, что он нарисовал и почему.

Квест. Во время квеста ребёнку нужно продумывать стратегию действий, делать выбор при недостатке данных и отвечать на вопросы, требующие умения нестандартно мыслить.

Критическое мышление

Это умение анализировать, оценивать, рефлексировать. Побуждайте ребёнка размышлять о его чувствах и поступках, проводить работу над ошибками, разбирать составляющие успеха. Например, если он успешно сдал контрольную, изучил тему, подготовил презентацию, предложите ему подумать, что привело его к этому результату: какие методы сработали, а какие нет, что ему помогало, а что мешало.

Коммуникация и кооперация

Мозговой штурм. Эта техника помогает в принятии правильных решений и учит работать в коллективе. Применяйте мозговой штурм для решения важных вопросов, связанных с будущим ребёнка и его профориентацией. Например, можно устроить мозговой штурм на тему подготовки к будущим экзаменам. Предложите позвать друзей и одноклассников, озабоченных тем же вопросом. Пусть каждый расскажет о своих способах подготовки, о своём опыте. Потом обсудите и выберите способы, которые показались всем наиболее перспективными. Проводить мозговые штурмы можно очно или онлайн.

Вопросы. Умение задавать вопросы — очень важная часть и кооперации, и коммуникации. Предложите ребёнку задать как можно больше вопросов на определённую тему. Это же упражнение можно делать всей семьёй: выбираете тему, каждый участник придумывает вопросы и по очереди их озвучивает, а потом все участники выбирают лучший вопрос.

Социальные проекты, волонтёрство. Участие в социальных проектах и помощь людям в сложной ситуации учат ребёнка общаться и сопереживать, учитывать и примирять разные интересы, работать в команде. Например, «Российское движение школьников» принимает добровольцев с 8-ми лет, а в благотворительном фонде «Старость в радость» есть проект для школьников «Внуки по переписке».

Ментальная карта как способ развития креативности и критического мышления

Ментальная карта — инструмент для структурирования и обработки информации, способ визуализации мыслей, идей, рассуждений.

Ментальная карта помогает:

  • развивать креативность;
  • развивать системное мышление;
  • усваивать школьную программу;
  • принимать решения.

Чем полезны ментальные карты

навыкполезное действие
НаглядностьВсю проблему с её многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом
ЗапоминаемостьБлагодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается.
ПривлекательностьХорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, её интересно и приятно рассматривать.
СвоевременностьИнтеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает.
ТворчествоИнтеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотраПересмотр интеллект-карты через некоторое время помогает освоить картину в целом, запомнить её и увидеть новые идеи.

Как рисовать ментальную карту

  1. В центр листа поместите мысль, объект внимания. Для иллюстрации используйте картинку или рисунок, которые ассоциируются с этой мыслью.
  2. Идеи и образы прикрепляйте к основной мысли в виде ветвей. Ключевые слова и понятия дополняйте иллюстрациями, помогающими их понять и запомнить.
  3. Оформляйте ветви с помощью различных цветов, шрифтов, изображений. Для каждой ветви можно выбрать собственный стиль.
  4. К основным мыслям прикрепляйте вторичные идеи.
  5. Записывайте любые, даже самые невероятные мысли и ассоциации.

Как ментальная карта помогает развивать 4К

Через ассоциации. Ментальные карты помогают развить ассоциативное мышление. Один из способов присоединения ветвей к центральной идее именно ассоциативный.

Через выделение главного. Чтобы нарисовать ментальную карту, нужно уметь отделить главное от второстепенного, сформулировать идею, тему, основную мысль.

Через анализ информации. При создании ментальной карты важно уметь различать достоверную и недостоверную информацию, уметь проверять данные. Чтобы научить этому ребёнка, рисуйте вместе с ним ментальные карты, посвящённые необычным открытиям и исследованиям. В этих темах особенно важно определять, какие гипотезы можно доказать научными методами, а какие нет.

Через интеграцию предметов. С помощью ментальной карты можно рассмотреть любой предмет или явление со всех сторон. Это даст ребёнку целостное представление о мире и поможет понять связь между различными школьными дисциплинами. При этом к ментальной карте на одну и ту же тему можно и нужно возвращаться много раз по мере накопления новых связей, ассоциаций, знаний и умений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: