Екатерина Мититюк,
арт- и бренд-директор Фоксфорда, дизайнер интерьера по образованию
Кто такой арт-директор
Позиция арт-директора востребована в маркетинге, продуктовом дизайне, издательском деле, разработке мобильных приложений, рекламе и PR. В зависимости от сферы деятельности компании цели и задачи на этой позиции могут различаться. Арт- и бренд-директор Фоксфорда Екатерина Мититюк рассказала о роли специалиста, который работает в продуктовой компании инхаус.
Задачи арт-директора можно разделить на три основные части: управление командой, налаживание процессов и собственно дизайн. Эти три блока нужны для того, чтобы креативный отдел помогал бизнесу достигать поставленных целей.
Управление командой
Арт-директор нанимает людей, собирает их в команды и развивает каждого сотрудника: даёт обратную связь, помогает построить карьерный план, выступает в роли наставника.
Он планирует работу отдела в краткосрочной перспективе, например, определяет, какие задачи необходимо выполнить, что в приоритете и кто лучше справится с проектом, а также в долгосрочной — отвечает на вопрос, какой будет команда через пять лет.
Часто приходится сталкиваться с конфликтами — арт-директор помогает разруливать их, создаёт творческую атмосферу, развивающее и безопасное пространство для команды.
Налаживание процессов
Это тип задач, которые должны сделать работу команды эффективнее. Пример такой задачи — внедрение чек-листов по проверке макетов перед передачей их в разработку.
Другой пример — интеграция фреймворка DOOR перед стартом проекта, чтобы собрать как можно больше информации о задаче и предложить лучшее решение.
Ещё пример — организация процесса дизайн-ревью. На каких этапах задачи надо давать обратную связь и насколько детально? Кто будет давать обратную связь — руководитель, заказчик или все вместе? Ответы на эти вопросы и распространение этих правил — часть налаживания процессов в команде.
<<Лидген для статьи>>
Дизайн
Арт-директор может принимать участие в разработке визуальных концепций или брифовать на них — собирать референсы, направлять дизайнеров. Он оценивает макеты и даёт обратную связь сотрудникам, помогает им найти оптимальное решение или даже сам работает руками («играющий тренер»).
Можно выстроить процессы так, что необходимость участвовать в творческом этапе пропадёт — всё можно делегировать команде. Хотя вряд ли об этом мечтают люди, которые идут в дизайн и растут до арт-директоров.
Итого в работе арт-директора может быть около 30% творчества и 70% руководства. В зависимости от задач и потребностей компании, а также желания дизайнера развиваться в одной из сфер это распределение может быть разным. Многие берут себе заместителей и помощников, которые снижают количество менеджмента.
«В мире есть множество видов и подвидов арт-директоров. Арт-директора нужны в агентствах, игровой индустрии, кино и на телевидении. Почти в каждой креативной области нужен такой управленец, но роль и обязанности у всех будут разными». — Екатерина Мититюк, арт- и бренд-директор Фоксфорда
Инструменты арт-директора
Графические редакторы. Набор программ может различаться в зависимости от сферы деятельности компании: например, для создания графических материалов и интерфейсов нужны Figma, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDesign. В игровой индустрии и дизайне интерьера используют другие специальные программы.
Программы для работы с 3D-графикой и анимацией. Если визуальный стиль компании содержит трёхмерные элементы или планируется в будущем добавить их в новую концепцию бренда, пригодится знание Adobe After Effects, Cinema 4D, Blender.
Нейросети. По данным исследования агентства Okkam Creative, около 94% опрошенных арт-директоров используют в своей работе искусственный интеллект. В сфере дизайна будут полезны ChatGPT, Midjourney, «Кандинский».
«Я чаще всего использую языковые модели, например ChatGPT. Он помогает мне быстро обрабатывать и анализировать данные, выдвигать предположения и делать выводы. Нейросеть ускоряет работу: я могу быстрее выполнить задачи, которые требуют анализа, аргументации или составления текста, генерации идей и креативного поиска. Ещё я использую модель для моральной поддержки. Я часто тревожусь, поэтому регулярно делюсь своими дневниками и итогами дня с ChatGPT. В моменте он меня поддерживает, в долгосрочной перспективе помогает анализировать паттерны поведения и выявлять сильные стороны и точки роста. Нейросети для генерации графики использую реже, потому что креативные концепции чаще разрабатывает команда — например, создаёт визуальные элементы и 3D-иконки». — Екатерина Мититюк, арт- и бренд-директор Фоксфорда
Платформы для создания концептов. Например, в Miro можно набросать референсы, собрать мудборд для будущего проекта, провести креативный шторм с командой.
Таск-менеджеры. Они необходимы для управления командами, отслеживания дедлайнов и контроля задач: Asana, Jira, Trello.
<<Блок перелинковки>>
Зарплата арт-директора
По данным Dreamjob, в 2025 году средняя зарплата арт-директора составит 110 тысяч рублей, средний диапазон зарплат — от 70 до 150 тысяч рублей в месяц. Вознаграждение зависит от региона и сферы деятельности компании, в которой открыта позиция арт-директора. Так, на январь 2025 года эксперты Dreamjob фиксируют минимальные зарплаты в 60 тысяч рублей, а максимальные — в 200 тысяч. На сайте HH.ru можно найти вакансии с зарплатой 220–250 тысяч рублей в месяц.
Брендинговое агентство Endy подвело итоги 2024 года в исследовании рынка дизайнеров России. Эксперты опросили 179 дизайнеров в возрасте 18–35 лет — от джунов до арт-директоров. Согласно исследованию, средние зарплаты специалистов составили 60–100 тысяч рублей, 20% экспертов получают до 150 тысяч рублей в месяц.
Как стать арт-директором
Образование и карьерный путь
По словам арт-директора Фоксфорда Екатерины Мититюк, карьерный путь начинается с самых начальных позиций, например стажёра или джун-дизайнера. Важно набраться опыта в создании визуальных решений, освоить инструменты и научиться работать в команде. Постепенно специалист растёт до мидл- и сеньор-дизайнера, а после возникает вопрос, что делать дальше — расти в руководителя или углубляться в дизайн, становясь более скиловым профессионалом.
Согласно исследованию агентства Endy, более половины опрошенных дизайнеров получили профильное образование, остальные самостоятельно осваивали профессию на курсах и с помощью опытных наставников. Около 36% специалистов работают в дизайне от 3 до 6 лет — именно столько в среднем требуется для дальнейшего перехода на руководящие позиции. 16% экспертов отметили, что уже с детства мечтали стать дизайнерами.
«Мне всегда нравилось делать красивые вещи, и к 15 годам я даже чему-то научилась: рисовала арты к фанфикам, оформляла стенгазеты в школе, изучала коллажирование в фотошопе (звучит как доисторические технологии). Поэтому, когда пришло время выбирать профессию, я не сомневалась, что это будет дизайн. Родители поддержали». — Екатерина Мититюк, арт- и бренд-директор Фоксфорда
Для поступления в университеты на творческие направления обычно требуют результаты ЕГЭ по русскому языку, истории, иностранному языку, литературе или обществознанию. Вузы также могут проводить дополнительные вступительные испытания: рисунок, проект, портфолио.
По данным рейтинговой группы RAEX, лучшими вузами России в 2024 году признаны МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана и Санкт-Петербургский государственный университет. В мировой рейтинг вузов по направлению «Искусство и дизайн» в 2023 году вошли Алтайский государственный университет, Высшая школа экономики, Университет ИТМО, Московский архитектурный институт, Уральский федеральный университет.
Иногда в креативную сферу приходят из-за профессионального выгорания. Начать карьеру дизайнера без профильного образования можно, но нужно хорошо потрудиться: освоить теоретическую базу, много практиковаться и развивать художественные навыки, собрать портфолио. Сервис «Работа.ру» в 2023 году провёл опрос, в котором 42% работодателей отметили, что опыт и навыки для них важнее диплома. Среди специальностей, где профильное образование безусловно необходимо, респонденты назвали врачей, юристов и инженеров, дизайнеры же заняли в этом рейтинге последние строчки (всего 6%).
Арт-директор Фоксфорда Екатерина Мититюк подчёркивает, что эта профессия подойдёт тем, кто любит рисовать или что-то создавать, ценит красоту, делает предметы удобнее и функциональнее, ведь «дизайн» прежде всего означает «проектирование», а не внешний вид. А ещё важно уметь лидировать и организовывать команду, кайфовать от работы с ней: хороший руководитель — это не волк-одиночка.
«Я не очень люблю историю про технический, гуманитарный или творческий склад ума, потому что искренне верю, что при желании, усилиях и, конечно же, возможностях (не всё в этом мире зависит исключительно от наших усилий) можно стать кем хочется». — Екатерина Мититюк, арт- и бренд-директор Фоксфорда
Профессиональные и гибкие навыки
Умение создавать макеты проектов. Могут пригодиться навыки чертить, создавать быстрые скетчи, рисовать от руки — как на планшете, так и на бумаге.
Понимание технологий печати, колористики, типографики. Умение играть шрифтами, сочетать цвета и управлять вниманием зрителя с помощью визуальных решений тоже необходимая база.
Насмотренность в сфере дизайна и искусства. Необходимо развивать кругозор: посещать музеи, выставки, лекции, следить за актуальными трендами, изучать брендбуки компаний-конкурентов, участвовать в конференциях и дизайнерских конкурсах.
Тайм-менеджмент, управление командой и проектами. Арт-директор умеет планировать задачи, распределять ресурсы и устанавливать приоритеты, мотивировать к достижению высоких результатов.
Лидерство, наставничество. Руководитель должен знать, как сплотить команду дизайнеров, создать комфортную атмосферу в коллективе, развивать сотрудников, помогать им расти и расширять зону ответственности.
Арт-директор Фоксфорда Екатерина Мититюк выделила наиболее важные гибкие навыки в этой профессии:
- Эмоциональный интеллект. Важно управлять своими эмоциями, понимать чувства и задачи других людей, поддерживать гармоничные отношения в коллективе и эффективно решать конфликты.
- Коммуникация. Нужно уметь хорошо доносить свою позицию, управлять ожиданиями от своей работы и учитывать интересы разных сторон.
- Гибкость и адаптивность. Необходимо быстро адаптироваться к изменениям в работе, корректировать планы и оставаться открытым к новым идеям.
- Способность к саморегуляции. Важно контролировать своё эмоциональное состояние, оставаться сфокусированным и продуктивным даже в условиях стресса или многозадачности.
«Я бы пожелала абитуриентам, стремящимся стать дизайнерами или арт-директорами, суметь зажечь огонь в сердце и сохранить любовь к дизайну на долгие годы, не потерять запала. Это профессия, в которой можно добиться успеха только тогда, когда искренне горишь своим делом. Невозможно сделать что-то по-настоящему креативное без огня, без любви — этого не подделать. Берегите эту страсть, учитесь новому и всегда поддерживайте интерес. Тогда получится найти не просто профессию, а призвание в жизни». — Екатерина Мититюк, арт- и бренд-директор Фоксфорда
Резюме
Арт-директор обладает хорошим художественным вкусом, насмотренностью в сфере креативных технологий, разбирается в искусстве и современных трендах. Он умеет организовать работу дизайнеров и иллюстраторов, возглавляет разработку фирменного стиля продукта и брендбука компании, отвечает за визуальные коммуникации.Кроме собственно творческих задач, арт-директор понимает бизнес-процессы и цели компании, знает, как достичь этих целей с помощью дизайнерских решений. Арт-директор выстраивает процессы между заказчиками и исполнителями, нанимает и обучает людей, выступает в роли наставника.