<<Лид>>
Как устроен ОГЭ по химии
Экзамен состоит из 23 заданий, на выполнение которых даётся 3 часа (180 минут).
Задания делятся на два вида: с кратким (задания 1-19) и развёрнутым ответом (задания 20-23). В задании 23 необходимо выполнить эксперимент.
Баллы. Максимальное количество баллов за ОГЭ с экспериментом — 38
1 балл — задания 1-3, 5-8, 11, 13-16, 18, 19.
2 балла — задания 4, 9, 10, 12, 17.
3 балла — задания 20, 21 и 22.
5 баллов — за 23 задание.

<<Блок перелинковки>>
Как готовиться к ОГЭ по химии
Когда лучше начинать. К ОГЭ по химии рекомендуется начинать готовиться с 9 класса, хотя сроки подготовки индивидуальны. Ученики обычно успешнее справляются с ОГЭ, чем с ЕГЭ — одного года подготовки достаточно даже при начальном уровне знаний. Это объясняется меньшей стрессовой нагрузкой, так как результаты ОГЭ не влияют на поступление в вуз. Кроме того, большинство тем изучается в 9 классе, что облегчает сдачу экзамена на актуальном материале.
Как выстроить подготовку. Если вы раньше совсем не изучали химию, начните с основ: хорошо уясните для себя, что такое вещество и элемент, какое строение у молекул и атомов, какие связи могут быть между веществами и какие классы веществ существуют, что такое степень окисления и другие вопросы, которые рассматриваются на уроках химии в восьмом классе. После освоения этой базы более сложные темы будут даваться гораздо проще.
Для изучения основ подойдёт учебник по химии за 8 класс, например, под редакцией Кузнецовой или Ерёмина. Тем, кто в дальнейшем планирует сдавать ЕГЭ по химии, рекомендую купить пособие А. Егорова «Репетитор по химии», где собраны темы за весь курс школьной химии.
Также я советую завести список, в который будете последовательно добавлять информацию о самых распространенных веществах. Например, если вы прочитали параграф про соединения азота, сразу выписывайте все характеристика его оксидов, физические свойства, качественные реакции, применение и специфические особенности.
Пройденный материал советую сразу закреплять на практике, выполняя задания из сборников ОГЭ. Есть два вида сборников задач по химии: тематические, где для каждой темы подобраны все виды заданий по ОГЭ, и типовые, где варианты заданий представлены в том виде, в каком они будут на экзамене. Тем, кто готовится к экзамену в этом году, советую купить сборник с типовыми задачами «Химия. ОГЭ-2026. 9 класс. Тематический тренинг» под редакцией В. Доронькина.
Этапы подготовки:
- изучите одну тему в учебнике;
- посмотрите дополнительные материалы, например, лекции или вебинары по той же теме;
- решайте разные виды задач именно по этой теме;
- обращайтесь к банку тренировочных заданий на сайте ФИПИ.
Если при решении задач вы чувствуете, что делаете много ошибок или тратите много времени, вернитесь к теории и обсудите с преподавателем те вопросы, которые остались непонятными. Как только вы начнёте понимать логику тех химических процессов, которые представлены в задачах, вы будете справлять с ними гораздо лучше.
<<Лидген для статьи>>
На какие задания обратить особое внимание в ОГЭ по химии
Задание № 16. Вызывает сложности, потому что в него включают очень разные темы: правила работы в лаборатории, правила обращения с различными веществами, проблемы безопасности, очистка веществ, приготовление растворов, загрязнение окружающей среды.

Задание № 17. Задание на пересечение множеств. Приводятся вещества в паре — добавив к ним третье вещество, нужно определить, что находится в каждой из пробирок.
Чтобы хорошо выполнять такой тип заданий, я советую при изучении веществ всегда их визуализировать. Как только видите значок химического вещества, назовите его вслух полностью и подробно опишите: какие у него цвет, консистенция, запах, свойства.
Однажды один из моих учеников не смог быстро ответить, растворяется ли уголь в воде, потому что перед глазами у него был только химический знак C. Если бы он представил, как выглядит обычный кусок угля, то уравнение С+H2O его совсем не смутило.

Общий алгоритм решения таких заданий:
- определите, какими ионами и/или функциональными группами различаются вещества;
- вспомните качественные реакции для этих ионов/функциональных групп — возможно, вы сразу обнаружите подходящий ответ;
- в реакции должны быть визуальные изменения: изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка, растворение осадка.Например, реакция нейтрализации раствора едкого натра соляной кислотой не сопровождается визуальными изменениями. Происходит сливание двух бесцветных растворов и образование третьего бесцветного раствора соли. Определить, что произошла нейтрализация, можно с помощью индикатора.
Задание № 9. Нужно определить, с каким набором веществ реагирует исходное соединение. Для выполнения задания важно знать не только общие правила, но и специфические свойства элементов.
Выполняя это задание, в первую очередь определите, к какому классу относится указанное соединение: например, окислитель это или восстановитель. После определения класса вещества вспомните, с какими веществами этот класс взаимодействует, а с какими — нет. Затем определите специфические свойства этого элемента или соединения. Например, если у вас в задании галоген, важно тут же вспомнить, что он не взаимодействует с кислородом. Зная эти факты, вы сможете вычёркивать ответы, где есть кислород.
Помните, что помимо типовых реакций, характерных для определённого класса веществ, соединение может вступать в окислительно-восстановительные реакции. По степени окисления элемента вы сможете определить, какая роль наиболее характерна для рассматриваемого вещества.

Что помогает усваивать материал
Эффективное изучение химии основано на ассоциациях, а не на механическом заучивании.
Используйте творческие методы:
- создавайте стихи;
- рисуйте схемы реакций;
- составляйте комиксы.
Особое внимание уделите сложным понятиям:
- окислители и восстановители;
- калий и кальций.
Анализируйте ошибки и работайте над их предотвращением.
Главный принцип: понимание важнее зубрёжки. Запоминание поможет лишь в части заданий, а для остального необходима логическая связь между понятиями. В начале обучения сосредоточьтесь на осмыслении теории, а не на её механическом заучивании.
Что ещё важно запомнить
1. При подготовке используйте чёрно-белую таблицу Менделеева, которой разрешено пользоваться на экзамене. В обычных цветных табличках, которые висят в классе, есть много подсказок. Они расслабляют внимание, и школьники на экзамене теряются без привычной «шпаргалки».
2. В заданиях, где нужно выбрать один правильный ответ из четырёх, прочитайте все четыре варианта. Даже если первый вариант ответа кажется вам наиболее очевидным и единственно правильным, проверьте себя. Также не забывайте внимательно читать условие задания.
3. Если долго не можете найти правильный ответ, действуйте от обратного: начните вычёркивать варианты, которые точно не подходят.
4. При решении расчётных задач (в ОГЭ их обычно две) важно хотя бы примерно прикидывать, какой ответ вы должны получать в конце. При подсчёте на калькуляторе можно нажать не на ту кнопку. Если вы сразу бездумно запишете готовый ответ и не будете сравнить его с примерными расчётами, то совершите грубую ошибку только из-за невнимательности.
5. Научитесь соблюдать размерность. Если вы граммы делите на грамм, то получаете долю. Если грамм делить на грамм и умножить на процент, ответ будет уже в процентах. Если в задаче что-то приведено в килограммах, а что-то в граммах, то надо свести это к одной единице измерения.