Зачем участвовать в олимпиадах
Попробовать свои силы в конкурентной среде
Участие в олимпиаде — это возможность проверить свои силы, понять, что хорошо получается, а что ещё нужно подтянуть. Ребёнок видит успехи других детей, убеждается, что это действительно возможно — получить диплом, занять призовое место. Это стимулирует его развиваться, больше узнавать, двигаться вперёд.
Однако конкуренция не должна выступать главным стимулом для участия в олимпиадах. В интеллектуальном соревновании, как и в любом другом, важен принцип: «Главное не победа, а участие». Если ребёнок идёт на олимпиаду исключительно за первым местом, какое-то время это будет мотивировать, но постепенно его интерес к предмету и процессу начнёт снижаться — и развиваться станет сложнее.
У ребёнка, для которого главное — победа, проигрыш вызывает не желание исправить ошибки и разобраться в предмете, а чувство стыда и ощущение собственной неполноценности. Его самооценка начинает зависеть от того, победил он или нет.
В этой ситуации родителям нужно в первую очередь обратить внимание на своё отношение к победам и поражениям ребёнка. Зачастую олимпиадное движение становится для родителей мерилом их успеха, их ценности как родителя, подтверждением, что они правильно выбрали школу или образовательную траекторию. В этом случае у ребёнка может сформироваться неправильное отношение к конкуренции. Он будет чувствовать, что его любят только успешным, а поражений не принимают. В результате ему будет труднее учиться, ведь процесс обучения во многом и есть процесс совершения ошибок.
Чтобы ребёнок правильно относился к олимпиадной конкуренции, поощряйте его интерес к участию, а не сами победы.
Найти единомышленников
Участие в олимпиадном движении — это возможность для ребёнка оказаться в кругу единомышленников, найти друзей по интересам.
Кроме того, участие в олимпиадах пробуждает интерес к чужому способу мышления. На олимпиадных курсах или в кружках, в олимпиадных лагерях ребёнок узнаёт, как думают другие люди, смотрит на предмет или научную дисциплину с другого ракурса.
Особенно полезно участвовать в олимпиадном движении тем детям, у которых есть трудности в общении с ровесниками. Есть дети, которые интересуются всем: олимпиадами, фильмами, играми, гаджетами. Они чувствуют себя комфортно в любом коллективе. А есть те, кому обычные детские увлечения не очень интересны: они слишком сфокусированы на науке. И в этом случае олимпиадная школа, курсы, лагерь — это возможность наладить контакт с ровесниками, стать частью коллектива, не находиться в стороне.
Расширить кругозор
Олимпиадные задания требуют от участников не только применения заученных алгоритмов, но и проявления творческого подхода. Ребёнок учится находить новые, нестандартные решения задач, экспериментировать с различными подходами к вопросам. Благодаря этому у него формируется комплексное представление об изучаемом предмете, понимание его взаимосвязей с другими областями знаний и умение мыслить шире.
С какого возраста можно участвовать в олимпиадах
Оптимальное время для начала участия в олимпиадах зависит от индивидуального отношения ребенка к этому процессу. Если ребенок воспринимает олимпиаду как увлекательную игру и получает удовольствие от участия, то начинать можно в любом возрасте, даже в первом классе. Однако, если ребенок не проявляет интереса к олимпиадам, чувствует себя неуверенно или не видит в них смысла, необходимо сначала заинтересовать его предметом или разобраться с причинами его неуверенности, прежде чем предлагать участие в соревнованиях.
Как заинтересовать ребёнка участием в олимпиаде
В младшей школе лучше всего отдать на кружок, где занимаются олимпиадной математикой или русским языком. Как правило, такие занятия проходят в игровой форме, их ведут увлечённые преподаватели. Ребёнок попробует силы в решении олимпиадных задач и поймёт, насколько ему это интересно.
В средней школе стимулом к участию в олимпиадах часто становится переход в профильную школу или класс. Ребёнок понимает, какие направления ему интересны, и начинает углублённо их изучать. В этот момент предложите ему поучаствовать в олимпиадах, чтобы больше узнать о предмете, познакомиться с единомышленниками.
В этом возрасте ребёнок может заинтересоваться примером друзей или одноклассников и пойти на олимпиаду «за компанию», — и этот порыв стоит поддержать. Вполне возможно, что он увлечётся и продолжит участвовать уже по собственному желанию.
В старшей школе главной причиной и стимулом становится поступление на бюджет. И здесь, конечно, очень важно рассказать ребёнку, какие возможности у него есть, вместе изучить информацию об олимпиадах и льготах, которые они дают.
Что делать, если ребёнок не уверен в себе и боится неудачи на олимпиаде
Прежде всего, необходимо пересмотреть свое отношение к неудачам. Проанализируйте, как вы сами реагируете на поражения, насколько болезненно вы их переживаете. Дети часто перенимают отношение к ошибкам и промахам от своих родителей. Если изменить родительское восприятие неудач, ребенок перестанет бояться поражений на олимпиадах.
Во-вторых, важно научить ребенка правильно относиться к неудачам, воспринимая их как неотъемлемую часть жизни и возможность извлечь ценный урок, понять, что было сделано неверно, и внести необходимые коррективы для достижения лучших результатов в будущем.
Как помочь ребёнку, если он участвует в олимпиаде
Степень родительского участия должна зависеть от возраста. Младшему или среднему школьнику, конечно, нужно помочь в подаче заявки на участие, в технических нюансах на заочном онлайн-этапе. Если ребёнок прошёл в очный этап, скорее всего, придётся поехать вместе с ним на другой конец города или даже в другой город.
Старшеклассник уже может сам разобраться во многих технических и организационных моментах, но ему может понадобиться помощь:
- В составлении графика подготовки и заочных этапов.
- В определении приоритетов, если не хватает времени и сил на все олимпиады.
- В выборе профиля: какое направление более важно, или где больше шансов победить.
Помогайте ребёнку там, где он просит о помощи или не справляется. В остальном предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
Как правильно поддержать ребёнка, если он участвует в олимпиаде
Чаще всего поддержка нужна в 10–11-м классах, когда результаты напрямую влияют на поступление. Ребёнок может переживать и тревожиться, что не сможет хорошо написать.
- Не обесценивайте чувства ребёнка и не отмахивайтесь от них.
- Выслушайте, что его тревожит.
- Вместе поищите причину его страхов и неуверенности.
- Придумайте план Б на тот случай, если получить диплом не получится.
Особая поддержка необходима в случае, если ребенок столкнулся с реальной неудачей. Важно дать ему возможность выразить свои чувства и пережить разочарование. Если ребенок рассчитывал на победу во ВсОШ и поступление в вуз без экзаменов, то поражение может быть воспринято как серьезная потеря, и задача родителя заключается в том, чтобы проявить эмпатию и помочь ему справиться с этим сложным периодом.