<<Лид>>
Что дают олимпиады
Конкуренция как стимул для развития
Участие в олимпиаде — это возможность проверить свои силы, понять, что хорошо получается, а что ещё нужно подтянуть. Ребёнок видит успехи других детей, убеждается, что это действительно возможно — получить диплом, занять призовое место. Это стимулирует его развиваться, больше узнавать, двигаться вперёд.
Однако конкуренция не должна выступать главным стимулом для участия в олимпиадах. В интеллектуальном соревновании, как и в любом другом, важен принцип: «Главное не победа, а участие». Если ребёнок идёт на олимпиаду исключительно за первым местом, какое-то время это будет мотивировать, но постепенно его интерес к предмету и процессу начнёт снижаться — и развиваться станет сложнее.
У ребёнка, для которого главное — победа, проигрыш вызывает не желание исправить ошибки и разобраться в предмете, а чувство стыда и ощущение собственной неполноценности. Его самооценка начинает зависеть от того, победил он или нет.
В этой ситуации родителям нужно в первую очередь обратить внимание на своё отношение к победам и поражениям ребёнка. Зачастую олимпиадное движение становится для родителей мерилом их успеха, их ценности как родителя, подтверждением, что они правильно выбрали школу или образовательную траекторию. В этом случае у ребёнка может сформироваться неправильное отношение к конкуренции. Он будет чувствовать, что его любят только успешным, а поражений не принимают. В результате ему будет труднее учиться, ведь процесс обучения во многом и есть процесс совершения ошибок.
Чтобы ребёнок правильно относился к олимпиадной конкуренции, поощряйте его интерес к участию, а не сами победы.
<<Блок перелинковки>>
Круг единомышленников
Участие в олимпиадном движении — это возможность для ребёнка оказаться в кругу единомышленников, найти друзей по интересам.
Кроме того, участие в олимпиадах пробуждает интерес к чужому способу мышления. На олимпиадных курсах или в кружках, в олимпиадных лагерях ребёнок узнаёт, как думают другие люди, смотрит на предмет или научную дисциплину с другого ракурса.
Особенно полезно участвовать в олимпиадном движении тем детям, у которых есть трудности в общении с ровесниками, например, из-за их увлечения математикой или физикой. Есть дети, которые интересуются всем: олимпиадами, фильмами, играми, гаджетами. Они чувствуют себя комфортно в любом коллективе. А есть те, кому обычные детские увлечения не очень интересны: они слишком сфокусированы на науке. И в этом случае олимпиадная школа, курсы, лагерь — это возможность наладить контакт с ровесниками, стать частью коллектива, не находиться в стороне.
Расширение кругозора
Олимпиадные задания требуют не только применения знаний по алгоритму, но и творческого подхода. Ребёнок учится находить новые нестандартные способы решения задач, пробует по-разному подходить к вопросам. Благодаря этому у него развивается комплексное представление о предмете, который он изучает, о взаимосвязях с другими областями наук.
С какого возраста участвовать в олимпиадах
Если ребёнок относится к олимпиаде позитивно, воспринимает её как игру, получает удовольствие от участия — неважно, в каком возрасте начинать, можно и в 1-м классе.
Если же ребёнок не стремится на олимпиады, потому что ему неинтересно или он не уверен в себе, сначала нужно увлечь его или разобраться с причинами неуверенности.
Как заинтересовать ребёнка олимпиадой
В младшей школе лучше всего отдать на кружок, где занимаются олимпиадной математикой или русским языком. Как правило, такие занятия проходят в игровой форме, их ведут увлечённые преподаватели. Ребёнок попробует силы в решении олимпиадных задач и поймёт, насколько ему это интересно.
В средней школе стимулом к участию в олимпиадах часто становится переход в профильную школу или класс. Ребёнок понимает, какие направления ему интересны, и начинает углублённо их изучать. В этот момент предложите ему поучаствовать в олимпиадах, чтобы больше узнать о предмете, познакомиться с единомышленниками.
В этом возрасте ребёнок может заинтересоваться примером друзей или одноклассников и пойти на олимпиаду «за компанию», — и этот порыв стоит поддержать. Вполне возможно, что он увлечётся и продолжит участвовать уже по собственному желанию.
В старшей школе главной причиной и стимулом становится поступление на бюджет. И здесь, конечно, очень важно рассказать ребёнку, какие возможности у него есть, вместе изучить информацию об олимпиадах и льготах, которые они дают.
Что делать, если ребёнок не уверен в себе и боится проигрыша
Во-первых, нужно изменить отношение к неудачам. Спросите себя, как вы сами переживаете поражения, умеете проигрывать, или для вас это очень болезненно. Чаще всего дети впитывают родительское отношение к ошибкам и промахам. Если его пересмотреть, ребёнок перестанет бояться поражения на олимпиаде.
Во-вторых, надо учить ребёнка правильному отношению к неудачам. Ошибки — это часть жизни, способ понять, что сделано неправильно, и изменить это к лучшему.
Как помогать ребёнку-олимпиаднику
Степень родительского участия должна зависеть от возраста. Младшему или среднему школьнику, конечно, нужно помочь в подаче заявки на участие, в технических нюансах на заочном онлайн-этапе. Если ребёнок прошёл в очный этап, скорее всего, придётся поехать вместе с ним на другой конец города или даже в другой город.
Старшеклассник уже может сам разобраться во многих технических и организационных моментах, но ему может понадобиться помощь:
- чтобы составить график подготовки и написания заочных этапов;
- в определении приоритетов, если не хватает времени и сил на все олимпиады;
- в выборе профиля (какое направление более важно, или где больше шансов победить).
Помогайте ребёнку там, где он просит о помощи или не справляется. В остальном предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
Как правильно поддержать ребёнка, который участвует в олимпиаде
Чаще всего поддержка нужна в 10–11-м классах, когда результаты напрямую влияют на поступление. Ребёнок может переживать и тревожиться, что не сможет хорошо написать.
- Не обесценивайте чувства ребёнка и не отмахивайтесь от них.
- Выслушайте, что его тревожит.
- Вместе поищите причину его страхов и неуверенности.
- Придумайте план Б на тот случай, если получить диплом не получится.
Поддержка может понадобиться, если ребёнок действительно потерпел неудачу. Здесь важно дать ему право на переживания. Если он рассчитывал получить диплом Всероса и поступить без экзаменов, проигрыш действительно может восприниматься как большая потеря, и задача родителя — помочь её пережить.