<<Лид>>
С чего начать подготовку
Узнать, какие задания будут на экзамене
Правильная стратегия подготовки начинается не с мысли «Мне нужно выучить английский, чтобы сдать экзамен», а с понимания формата заданий. Прежде всего рекомендуется определить, какие фразы, слова, структуры и упражнения помогут вам при подготовке. Здесь нет необходимости охватывать все аспекты языка. Важно чётко понимать, чего от вас ожидают создатели экзамена.
Если вы ещё не знакомы с таким документом, как кодификатор ОГЭ/ЕГЭ, то первым делом нужно заглянуть именно в него. В разделах «Грамматическая сторона речи» перечислены основные структуры, которые вы должны освоить, а в части «Предметное содержание речи» — список самых главных тем для расширения словарного запаса.
Чёткий фокус в подготовке очень важен, чтобы не потратить время понапрасну. Например, если в письменной части вам предстоит написать дружеское письмо, то чтение английской литературы не сильно продвинет вас к цели. Конечно, вы расширите свой словарный запас и получите удовольствие от чтения, но вряд ли улучшите навыки письма. Для успеха на экзамене эффективнее «точечная» работа: фразы приветствия, фраза «Прости, что так долго не писал, был занят», стандартные ответы на вопросы и завершающая фраза.
Расставить приоритеты
Отличная возможность оценить свой уровень знаний и обозначить слабые места — это прорешать пробный тест. Нужно брать те задания, которые актуальны для текущего года. В сентябре появляются новые КИМ с последними изменениями. Найти их можно на сайте ФИПИ. А прорешать ЕГЭ в реальном времени лучше на сайте Фоксфорда.
<<Блок перелинковки>>
Подсчитайте баллы и отметьте задания, в которых вы:
— набрали меньше всего баллов;
— потратили больше всего времени.
Это и будут приоритетные направления для прокачки навыков. О стратегии для каждого раздела нужно сказать поподробнее.
Аудирование: учимся слушать и понимать
Сейчас подготовка к заданиям по аудированию не проблема — в интернете много интересных подкастов, видеоконтента и аудиокниг. Но слушать всё подряд без цели — значит тратить время. Чтобы научиться понимать английскую речь на слух, советуем следовать такому плану.
Первый шаг
Предположим, ваш английский не на самом высоком уровне, но вы увлекаетесь историческими романами, приключениями или детективами. Найдите адаптированные книги вашего любимого жанра в Сети или их аудиоверсии и проделайте в течение месяца такие действия:
слушайте одну главу → читайте ту же главу → слушайте её снова
Важно, чтобы текст вам нравился и был интересен, поскольку вы будете перерабатывать его три раза. Выбирайте интересные жанры и темы. С течением времени вы сможете перейти к более сложным книгам или слушать подкасты на англоязычных сайтах.
Ключевое здесь — иметь одновременно аудио и текст. Начните с аудирования, так как это более сложный навык, а затем проверьте себя с помощью текста. Для развития слуха вы можете внести некоторые изменения, например после четвёртого прохода к главе попробуйте читать и слушать её одновременно. После нескольких месяцев такой практики вы станете гораздо лучше понимать английскую речь на слух.
Второй шаг
Как только вы поймёте, что достигли уровня ОГЭ или ЕГЭ, начинайте решать архивные экзаменационные материалы. Сначала слушайте аудиозаписи и выполняйте задания, а затем обязательно проверяйте свои ответы, слушая скрипт и выявляя ошибки — места, где что-то не было услышано или было услышано неправильно.
Этот этап очень важен, потому что вы не просто выполняете задания, но также разбираетесь, почему что-то получилось или не получилось. Это может быть немного утомительно, но очень эффективно. Занимайтесь всего по 10 минут каждые два-три дня на протяжении месяца, и вы заметите, что стали лучше слышать и понимать английский.
Третий шаг
После того как «проглотите порцию» архивных заданий и станете увереннее в восприятии на слух, переходите к более сложным аудиокнигам и англоязычным источникам. Здесь отлично подойдут ютьюб-каналы, на которых блогеры рассказывают о том, что вам интересно. Это может быть что угодно: обзоры мобильных телефонов, новинки кино, кулинарные рецепты, дизайн, история, математика. Другими словами, всё, о чём вам будет приятно слушать.
На этом этапе важно развенчать один распространённый миф: фильмы с субтитрами учат понимать английскую речь. Пока вы смотрите или слушаете что-то с субтитрами, вы тренируете только навык скорочтения и совсем не тренируете слух. Поэтому порядок работы должен быть таким: сначала смотреть и слушать и только потом, если нужно, проверять себя текстом.
Чтение и письмо: правильно запоминаем слова
Задания на чтение и письмо на ОГЭ и ЕГЭ надо тренировать в двух направлениях.
- Первое — умение с нужной стороны подступиться к формату заданий.
ОГЭ и ЕГЭ — отдельная история со своими правилами. Тут нужно подойти стратегически: верно распределить время, понять, где в задаче подвох, где стоит читать весь текст, а где нет. Откроем страшную тайну: на экзамене тексты читать не нужно, их нужно читать заранее, во время подготовки. Внимательное и вдумчивое чтение с разбором слов на экзамене — лишняя трата драгоценного времени. Лучше максимально сфокусироваться на вопросах и быстро найти те места в тексте, которые содержат ответы.
Чтобы привыкнуть к этой стратегии, можно пойти на курсы подготовки или обратиться к репетитору. Бывают случаи, когда человек, знающий английский, но не готовый к формату экзамена, сдаёт его хуже человека, владеющего языком на более низком уровне, но отработавшего структуру экзамена. Тренировку формата лучше начинать за полгода-год до экзамена, а до этого работать над совершенствованием английского в целом.
- Второе — пополнение словарного запаса.
В первую очередь здесь нужно учиться правильно вести словарик и запоминать слова — их действительно нужно не столько зубрить, сколько запоминать. Поясним далее, как лучше это делать.
Лексика: как находить и учить слова
Пока вы читаете, слушаете и тренируетесь в письме, у вас накапливается большое количество полезных слов и выражений, которые обидно не пустить в дело.
Традиционный способ — записывать слово, транскрипцию и перевод — не очень эффективный. Когда мы вспоминаем слово через перевод, то заставляем мозг делать лишнее усилие. Всё равно что не вспоминать на родном языке слово «яблоко» до тех пор, пока его не увидим.
Наша память гораздо лучше работает на ассоциациях. Например, при слове «школа» перед глазами сразу всплывает множество образов, слов, предметов, действий, связанных со школой. По такому же принципу нужно формировать словарный запас в любом другом языке.
Лучше всего делать ментальную (интеллектуальную) карту и собирать слова по темам. Для этого подойдёт толстая тетрадь формата А5, разделённая на две части. Начните с заполнения первой. В качестве примера возьмём тему «Хобби», которая точно будет на экзамене.
1. В центре листа запишите слово Hobby/Hobbies.
2. От него отходят стрелки:
→ Какими глаголами вы будете описывать свои увлечения? Это могут быть like, enjoy, interested in, fond of.
→ Какие у вас увлечения? К каждому назовите по два-три слова: sports (football, basketball, tennis), crafts (pictures, jewels, knitting), computer games (World of Warcraft, GTA, Skyrim).
→ Как можно спросить человека о его увлечениях? What is your hobby? What are you doing in your free time? How long have you been doing this?
Таким образом, на одной странице вы соберёте по этой теме тот словарный запас, который будет соответствовать вашему уровню языка. Не забывайте про кодификатор — все основные лексические темы перечислены там («Предметное содержание речи»). Ментальная карта на каждую строку кодификатора — отличный способ организовать и выучить самую нужную лексику. Это гораздо эффективнее, чем абстрактный список слов, не имеющих друг к другу отношения. Собирайте слова в копилочку в течение пары лет, а перед экзаменом всё повторите.
Если же от вас требуют вести словарик обычным способом, то добавляйте туда хотя бы одно предложение с указанным словом. Так вы будете понимать, как это слово применять.
Во вторую половину словарика собирайте полезные словосочетания, фразы и идеи из текстов по темам, которые будут на экзамене, — возьмите их из кодификатора. Также на последних страницах можно составить образец письма в трёх-четырёх вариациях. Если за год три раза на них посмотрите, два раза напишете письмо по их подобию, то к экзамену все нужные фразы останутся у вас в голове.
Метод трёх маркеров
Секрет мозга в том, что он хорошо запоминает информацию, способствующую его выживанию. Поэтому, если вы хотите что-то выучить, нужно объяснить мозгу, что вам это важно. Для этого советуем технологию трёх маркеров, которая помогает работать с текстом и фокусироваться на нужных словах.
Суть в том, чтобы при чтении текста выделять определённые слова и выражения разными цветами. Чаще выражения, а не отдельные слова, потому что английский язык построен на словосочетаниях.
Первый маркер → новые для вас слова и выражения.
Второй маркер → слова и выражения, которые вам пригодятся. Например, если вы будете кому-нибудь рассказывать про своё хобби, можно использовать фразу I decided to take up tennis или The first time I played tennis.
Третий маркер → слова и фразы, которые вам просто понравились. Это могут быть цитаты или красивые описания.
В результате вы получите текст, размеченный тремя цветами. Мозг легко выделит из этого текста информацию: во-первых, вы его тщательно проработали, во-вторых, сконцентрировались на нужных вам выражениях.
Кривая запоминания
Когда вы прочитали текст, прослушали аудио или посмотрели видео, то в первые 15 минут помните 90 процентов информации, через полчаса — процентов 50, а на следующий день — только 15–30 процентов. Если в те самые 15 минут быстро повторить информацию, обратив внимание на важные моменты (например, записать слова в словарик), то вы запомните гораздо больше обычного.
После этого материал можно повторить через 2–3 дня: хотя бы пробежать глазами словарик, когда готовитесь к уроку или есть свободные 5 минут. Потом вернитесь ещё через пару недель. Так в мозг поступит сигнал о том, что эти знания вам нужны, и он их запомнит.
<<Лидген для статьи>>
Грамматика: ищем свой подход
Грамматику боятся все, кто учит английский. Однако про грамматику английского языка нужно запомнить одну вещь: она простая.
Например, русский относится к аналитико-синтетическим языкам: в нём есть неожиданные окончания, падежи, согласования по роду и числу. Английский язык — чисто аналитический. В нём минимум грамматических категорий, и они построены на шаблонах и ситуациях, на смысле, который мы хотим передать.
Это касается и большого количества времён. Время глагола — философское понятие. Живя на этой планете в трёхмерном измерении, люди пока не придумали ничего, кроме прошедшего, настоящего и будущего. Поэтому в английском, как и в любом языке, всего три времени, но, поскольку английский — точный язык, у каждого времени есть несколько форм.
Английскую грамматику не нужно бояться. Главное — подобрать такой способ её изучения, который нужен именно вам.
Подход от формы — аналитикам
Если у вас аналитический ум и вам проще работать по алгоритму, возьмите сборник упражнений по грамматике и прорешайте по два-три упражнения на каждую тему.
Старайтесь найти логичное объяснение каждому аспекту грамматики. Например, Present Perfect. Время перфекта — время результата. Вспомните его вспомогательный глагол have: вы как-будто держите в руках результат, который имеете к этому моменту. Например, I have read this book, то есть «Я имею эту книжку прочитанной», вот она у меня в руках. I have watched this film — «Я имею этот фильм просмотренным», вот он у меня в голове.
Подход от содержания — творческим ребятам
Есть ученики, которым проще запоминать грамматические формы ассоциативно, от смысла. Например, вы узнали, что время Present Continuous употребляется в ситуациях, которые происходят в данный момент. Посмотрите в окно: что происходит на улице? The sun is shining, the clouds are drifting in the sky, my neighbor is coming out of the main entrance. Чем вы сейчас занимаетесь? I am speaking English, I am listening to music. Создайте в голове картинку, которая объяснит вам смысл — зачем и в какой ситуации нужна форма настоящего длительного.
Интересно, что грамматика, это не просто искусственная система нудных правил, а внутренняя механика языка. Нет предложения без грамматики. Поэтому, если вы действительно хотите разобраться в том, как работает язык, включайте любопытство на максимум. У вас есть любимые песни — посмотрите их текст. Примеры каких времён или структур вы в нём найдёте? Понравилась коронная фраза персонажа фильма? Проверьте, как она звучит в оригинале. Язык станет гораздо «вкуснее», когда вы научитесь видеть его скрытый движок. Ну и сдать экзамен будет намного проще.
Задание на словообразование
На ОГЭ и ЕГЭ отдельно проверяется умение ученика образовывать родственные слова, менять форму слова в зависимости от контекста. Для тренировки, во-первых, прорешайте задания прошлых лет, которые выложены на сайте ФИПИ. Во-вторых, возьмите в интернете любой текст уровня A2–B1, удалите из него половину глагольных форм и распечатайте. Далее попытайтесь логически понять или вспомнить, в какой форме стоял глагол. Так как текст будет вам знаком, вы довольно легко его проработаете.
После этого упражнения возьмите тот же самый текст, но удалите из него все сложно образованные слова. Например, у слова knowledge есть суффикс edge — уберите его. У слова misunderstanding есть суффикс ing и приставка mis — тоже уберите. Распечатайте текст и постарайтесь вспомнить, что подходит в пропуски по логике и смыслу.
Такое упражнение занимает считанные минуты, но очень хорошо тренирует понимание именно форм слов. Если у вас нет принтера, используйте сборники текстов и белую замазку. Ответы записывайте сверху.
Конспект
1. Узнайте, какие задания будут на экзамене, и учите слова и фразы, которые там пригодятся.
2. Занимайтесь по интересным вам материалам, иначе быстро забросите подготовку.
3. Чтобы научится понимать английскую речь на слух, вначале слушайте, а потом проверяйте себя текстом. Субтитры в процессе будут только мешать.
4. Для запоминания слов составьте интеллектуальную (ментальную) карту-словарик и собирайте туда слова по темам и ассоциациям.
5. Чтобы лучше запомнить слова и выражения, выделяйте их в тексте тремя цветами: новые слова, полезные слова и слова, которые просто понравились.
6. Повторяйте прочитанное и просмотренное в первые 15 минут.
7. Найдите свой подход к изучению грамматики: аналитический или ассоциативный.
8. Не бойтесь экзамена по английскому, он точно вам по силам.