<<Лид>>
Навык беглого чтения — важная часть изучения английского языка. Он пригодится и на уроках, и для сдачи экзамена, и для знакомства с литературными шедеврами в оригинале. Но для того, чтобы читать на английском, не обязательно браться за Шекспира. Для начала подойдут и адаптированные книги. Главное — постоянно практиковаться. Преподаватель «Фоксфорда» Ирина Ганина рассказывает, как начать читать на английском языке.

Ирина Ганина,
преподаватель английского языка в Фоксфорде
Три главных условия для чтения
Для чтения на английском языке нужны достаточный словарный запас, знание грамматики и произношения, а также умение понимать смысл без перевода. И чем больше вы работаете над каждым из этих направлений, тем легче вам даётся чтение.
Словарный запас
Для чтения нам понадобится не активный, а пассивный словарный запас. Активный запас — те слова, что мы употребляем в речи и на письме, пассивный — те, которые знаем и распознаём в тексте. Пассивный словарный запас всегда больше активного. Чтобы начать читать, достаточно знать язык на начальном уровне — А1. На этом этапе лучше выбирать адаптированные книги, в них специально подобрана простая лексика.
Не нужно ждать, что вы выучите больше слов и тогда начнёте. Даже на самом высоком уровне вы будете встречать в книгах незнакомые слова и выражения, но это совершенно не повод отказываться от чтения.
Грамматика
С грамматическими конструкциями то же самое: одно дело уметь их правильно употребить, и другое — узнать и понять в тексте. Второе гораздо проще. Поэтому начинать читать можно с базовым уровнем грамматики. В адаптированных изданиях и грамматические конструкции будут несложными. Если же вы берёте неадаптированную книгу и встречаете незнакомый грамматический оборот — разберите его с помощью английского толкового словаря и двигайтесь дальше. В следующий раз вы распознаете и поймёте его быстрее.
Навык понимания без перевода
Задача при чтении — научиться работать с повествованием на иностранном языке, то есть понять историю, не зацикливаясь на отдельных лексических единицах. Читая книгу, нужно сосредоточиться на смысле происходящего и основных поворотах сюжета, не пытаясь перевести каждое незнакомое слово. Переводить нужно только то, без чего вы вообще не можете понять, о чём идёт речь. Смысл остальных слов можно уловить по контексту. Но даже если это не удалось — ничего страшного, ведь на общее понимание это не влияет. Увеличится словарный запас — увеличится и количество слов, понятных без перевода.
Если вы прочитали предложение и не поняли смысл, перечитайте его в контексте: не только отдельную фразу, а весь абзац или целую страницу. Посмотрите, как содержание этого предложения согласуется с остальными. Если всё равно не получилось понять, переведите ключевые слова с помощью толкового словаря, а потом вернитесь и прочтите фрагмент ещё раз.
Английский алфавит

Чего не нужно делать при чтении
- Записывать незнакомые слова в тетрадь и переводить их. Это мешает получить удовольствие от чтения и не помогает в заучивании. Лучше всего слова запоминаются в контексте.
- Использовать англо-русский словарь. Чтобы понять смысл слова, используйте толковый словарь английского языка.
- Использовать так называемое параллельное чтение. Есть книги для начинающих, где на одной странице текст на английском, а на другой — тот же текст на русском языке. В результате вы читаете перевод и не тренируете навык понимания.
<<Лидген для статьи>>
Что помогает улучшить навык чтения
Прослушивание аудио
Это могут быть аудиокниги, подкасты, аудиопьесы, радиоспектакли. Удобнее всего, когда один и тот же текст есть и в печатном виде, и в аудио — их можно чередовать. Аудиокниги дают представление о произношении слов, ударениях, интонациях. После прослушивания вернитесь к чтению и постарайтесь воспроизвести в голове то, что услышали.
Чтение вслух
При чтении вслух вы запоминаете слова и обороты, учитесь воспринимать английскую речь на слух и тренируете произношение. Читая вслух, старайтесь соблюдать интонационный рисунок английского языка, правильно ставить ударения.
Практика
Регулярное чтение помогает освоить навык понимания без перевода. Чем больше вы читаете, тем меньше зацикливаетесь на понимании отдельных слов. Практика помогает запомнить речевые обороты и грамматические конструкции. Они часто повторяются: разобрав их один раз, в следующий вы будете читать свободнее.
Чтобы увлечься сюжетом и втянуться, лучше читать не менее 30 минут за один раз. Хорошо, если вы будете делать несколько таких сеансов в день.
Правила чтения в английском языке
Правила включают в себя особенности произношения гласных и согласных звуков, которые могут меняться в зависимости от их положения в слове и сочетания с другими буквами.
Чтение гласных в английском языке
Гласные имеют несколько вариантов чтения в зависимости от положения внутри слова и сочетания с другими буквами.
Разберём основные правила чтения гласных букв с примерами, которые помогут вам лучше ориентироваться в произношении.
Буква A
- В открытом слоге читается как [eɪ] (долгий звук, похожий на «эй»).
Примеры: baby («ребёнок»), table («стол»).
A находится в открытом слоге, поэтому звучит долго и чётко.
- В закрытом слоге буква A даёт краткий звук [æ], который отсутствует в русском языке.
Примеры: cat («кошка»), hat («шляпа»).
Этот звук можно описать как нечто среднее между «а» и «э».
Буква E
- В открытом слоге читается как [iː] (долгий звук «и»).
Примеры: he («он»), be («быть»), me («я»).
Здесь буква E звучит протяжно и чётко.
- В закрытом слоге буква E даёт краткий звук [e].
Примеры: red («красный»), bed («кровать»).
Этот звук похож на русское «э», но произносится короче.
- Немая E. В конце слова буква E часто не читается, но делает предыдущий слог открытым, что влияет на произношение предыдущей гласной.
Примеры: game («игра»), like («нравиться»).
Без немой E эти слова звучали бы иначе: nam [næm], gam [gæm].
Буква I
- В открытом слоге читается как [aɪ] (дифтонг, похожий на «ай»).
Примеры: hi («привет»), time («время»), like («нравиться»).
Этот звук сочетает в себе «а» и «и».
- В закрытом слоге буква I даёт краткий звук [ɪ], который похож на русское «ы» или «э».
Примеры: fill («заполнять»), sick («больной»), sit («сидеть»).
Звук короткий и немного смягчённый.
Буква O
- В открытом слоге читается как [əʊ] или [oʊ] (дифтонг, похожий на «оу»).
Примеры: no («нет»), nose («нос»), hotel («отель»).
Этот звук начинается с «о» и заканчивается лёгким «у».
- В закрытом слоге буква O даёт краткий звук [ɒ] или [ɔ], который похож на русское «о».
Примеры: plot («сюжет»), shop («магазин»), dog («собака»).
Звук короткий и чёткий.
Буква U
- В открытом слоге читается как [juː] (долгий звук «ю»).
Примеры: tube («труба»), student («студент»), cute («милый»).
Здесь буква U звучит мягко и протяжно.
- В закрытом слоге буква U даёт краткий звук [ʌ], который похож на русское краткое «а».
Примеры: cut («порез»), sun («солнце»), cup («чашка»).
Этот звук часто встречается в односложных словах.
Буква Y
- В открытом слоге читается как [aɪ] (дифтонг «ай»).
Примеры: my («мой»), sky («небо»), fly («летать»).
Здесь Y ведёт себя как гласная и звучит долго.
- В закрытом слоге буква Y даёт краткий звук [ɪ], похожий на русское «ы».
Примеры: gym («спортзал»), myth («миф»), system («система»).
Этот звук короткий и нейтральный.
Чтение согласных в английском языке
Согласные в английском языке также имеют свои особенности произношения.
Буква S
- Читается как [s]:
- в начале слов: sun («солнце»), sit («сидеть»);
- перед глухими согласными и после них: stop («остановка»), cats («кошки»);
- в сочетании ss: class («класс»), pass («проходить»).
- Читается как [z]:
- между гласными: music («музыка»), reason («причина»);
- после гласных и звонких согласных на конце слов: dogs («собаки»), bags («сумки»).
Сочетание SH
Всегда читается как [ʃ] (мягкий звук, похожий на «ш»).
Примеры: shelf («полка»), shock («шок»), cash («наличные»), mushroom («гриб»), dish («блюдо»).
Буква C
- Читается как [s] перед гласными e, i, y.
Примеры: cent («цент»), city («город»), cycle («цикл»).
- В остальных случаях читается как [k].
Примеры: cat («кошка»), cup («чашка»), clock («часы»).
Сочетание CK
Всегда читается как [k].
Примеры: stick («палка»), black («чёрный»), deck («палуба»), crack («трещина»).
Сочетания CH, TCH
Читаются как [tʃ] (мягкий звук, похожий на «ч»).
Примеры: chase («погоня»), child («ребёнок»), beach («пляж»), switch («переключатель»), stitch («стежок»).
Буква G
- Читается как [dʒ] перед гласными e, i, y.
Примеры: gem («драгоценный камень»), giraffe («жираф»), gym («спортзал»).
- В остальных случаях читается как [g].
Примеры: go («идти»), game («игра»), big («большой»).
Сочетание NG
Читается как носовой звук [ŋ].
Примеры: sting («жало»), bring («приносить»), long («длинный»), sing («петь»).
Буква X
- Читается как [gz] перед ударной гласной.
Примеры: exam («экзамен»), exist («существовать»).
- В остальных случаях читается как [ks].
Примеры: box («коробка»), text («текст»), fix («чинить»).
Сочетание TH
- Читается как [θ] (глухой звук, как в слове think).
Примеры: throw («бросать»), through («через»), thesis («тезис»).
- Читается как [ð] (звонкий звук, как в слове this).
Примеры: that («тот»), their («их»), those («те»), thus («таким образом»).
Сочетание PH
Всегда читается как [f].
Примеры: phone («телефон»), phantom («призрак»), phrase («фраза»).
Сочетание WR
Первая буква W не читается, произносится только [r].
Примеры: write («писать»), wrong («неправильный»), wrist («запястье»).
Сочетание WH
- Обычно читается как [w].
Примеры: why («почему»), what («что»), whisper («шёпот»).
Если стоит перед буквой O, читается как [h].Примеры: who («кто»), whole («целый»), whose («чей»).
<<Блок перелинковки>>
Как выбирать книги для чтения
По уровню
На начальном уровне используйте адаптированные или детские книги, комиксы. К более сложным произведениям переходите постепенно. Не стоит сразу начинать с Шекспира или Диккенса.
При выборе книги ориентируйтесь на свои ощущения: если всё понятно, значит, этот уровень вы уже переросли. Если для понимания сюжета за каждым словом нужно лезть в словарь, возможно, уровень книги слишком высокий, и есть смысл взять другую.
Что ещё поможет не ошибиться с выбором:
- прочесть несколько страниц, чтобы понять, нравится ли вам авторский стиль, подходит ли уровень;
- воспользоваться списками литературы для вашего уровня из интернета.
По интересу
Читайте то, что вы любите и чем интересуетесь. Нравятся детективы — читайте Артура Конана Дойля или Агату Кристи, фантастика — начните с рассказов Рэя Брэдбери или Роберта Шекли. Даже если книга поначалу кажется немного сложной, но вы очень хотите узнать, что будет дальше, — разбирайте непонятные моменты и продолжайте читать. Если же из-за непонимания вы теряете интерес — лучше возьмите произведение полегче. Очень важно, чтобы чтение было удовольствием, а не обязанностью или аналогом очередного школьного урока.
Варианты книг для чтения
- Начинающий (Beginner — A1)
Книги с простыми предложениями, рифмами и поддержкой картинок:
Eric Carle. The Very Hungry Caterpillar.
Bill Martin Jr. & Eric Carle. Brown Bear, Brown Bear, What Do You See?
А также детские или адаптированные книги.
- Средний (Intermediate — B1)
Классика детской литературы с доступным языком и увлекательным сюжетом:
E.B. White. Charlotte’s Web.
Frances Hodgson Burnett. The Secret Garden.
- Средне-продвинутый (Upper-Intermediate — B2)
Современные подростковые бестселлеры c интересным сюжетом, но более сложной лексикой:
Suzanne Collins. The Hunger Games.
J.K. Rowling. Harry Potter and the Sorcerer’s Stone.