Логотип Фоксфорд

Игровые приёмы в онлайн-обучении

Игра — ключевое действие в жизни ребёнка — остаётся приятным и увлекательным занятием в любом возрасте. Игра может быть не только досугом, но и инструментом образования. Поговорили с экспертом о геймификации процесса обучения на разных возрастных этапах, а также о том, как игровые практики реализуются в онлайн-образовании.
Альбина Насырова Альбина Насырова
Автор «Силы Лиса»
21 августа 2025
В этой статье

    Анастасия Кузнецова,

    практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,

    тимлид дошкольного направления в Фоксфорде

    Что такое геймификация

    Геймификация обучения подразумевает интеграцию игровых элементов в образовательный процесс с целью повышения мотивации учащихся и улучшения усвоения материала. В младшем возрасте игры позволяют органично знакомить детей с новой информацией. В школе геймификация становится эффективным инструментом для вовлечения учеников, которые еще не заинтересованы в традиционном обучении.

    Даже взрослые могут извлечь пользу из геймификации. Использование игр позволяет применить полученные знания на практике и закрепить профессиональные навыки. В отличие от рутинной работы и учебы, игра создает яркие впечатления, что способствует лучшему запоминанию информации.

    Виды геймификации

    В геймификации обучения выделяют два основных подхода:

    • Частичное погружение: В этом случае в учебный процесс добавляются отдельные игровые элементы. Например, студенты следят за развитием игрового персонажа и помогают ему достигать целей, параллельно изучая учебный материал.
    • Полное погружение: Здесь весь учебный курс построен в формате игры, разворачивающейся в вымышленной реальности и проводимой от лица выдуманных персонажей. 

    Хочу мотивировать ребёнка учиться

    Скачайте памятку. Расскажем, как отвечать на вопрос: «Мам, ну зачем мне учить этот предмет?»

    Как геймификация используется в образовании

    Конечно, функции и характеристики геймификации разнятся в зависимости от возрастной группы ребёнка.

    До школы

    Можно смело сказать, что в дошкольном возрасте игровые практики на уроках необходимы. В этом возрасте всё обучение должно быть построено вокруг игры, потому что это ведущая деятельность ребёнка-дошкольника. Чем ближе занятия к ведущей деятельности ребёнка, тем эффективнее обучение. Уроки в школьном формате, без игровых техник, могут оказаться не только бесполезными, но и вредными: такой подход может отвратить ребёнка от учёбы ещё до школы, что грозит проблемами в дальнейшем.

    Младшая школа

    В младшем школьном возрасте игра является дополнительным мотивационным подкреплением для ребёнка. Тяга к знаниям сама по себе может быть недостаточной мотивацией для некоторых детей. В таком случае геймификация в начальной школе здорово помогает привлечь детей к теме урока, представляя знания в более доступном и интересном формате.

    Средняя и старшая школа

    Игры также дополнительно мотивируют детей среднего и старшего школьного возраста, предлагая им новые возможности для социализации. Во время игр можно в новом и неочевидном формате взаимодействовать с одноклассниками, например объединяться в команды, пробовать себя в разных ролях, давать задачи и выполнять просьбы.

    Любое школьное занятие — например, урок по знакомству с климатическими зонами России — можно подать в игровой форме. Одна из возможностей — внедрить героев и элементы квеста. Можно предложить ученикам отправиться в путешествие в поисках определённого региона вместе с героем. Информация лучше запоминается, когда перед обучающимся стоит проблема, для решения которой нужно использовать материал урока.

    Кроме того, легко поддаётся усвоению эмоционально окрашенная информация, а игры обычно вызывают у детей эмоциональные реакции.

    Важно не забывать, что в школе ребёнку предстоит научиться понимать, запоминать и использовать информацию разной формы, чтобы быть готовым к задачам, которые встретятся ему в дальнейшей учёбе и работе. Например, геймификация часто стимулирует самостоятельность учеников, предлагая им пространство для освоения учебного материала в своём темпе. В то же время обучение в рамках уроков с преподавателем развивает социальные навыки ребёнка и способность воспринимать спикера. Поэтому идеальным вариантом остаётся баланс между игровым и более традиционными образовательными форматами.

    Инструменты геймификации

    Квесты, герои и возможность выбора

    В рамках онлайн-курсов Фоксфорда игровые методики представлены в разных преломлениях в большинстве курсов. Это и интерактивные задания, и моменты игры непосредственно в структуре урока, и квесты, викторины и онлайн-тренажёры.

    В образовательных онлайн-квестах есть привлекательный для ребёнка элемент схожести с компьютерной игрой. Возможность совершать выбор и видеть изменения в ходе сюжета квеста также располагают детей к такому формату обучения.

    Интерактивность

    В дистанционном обучении важно учитывать тягу детей к интерактивности и материальности: например, с этим помогают интерактивные задачи с небольшой анимацией или использованием звуков.

    Другой полезный инструмент — заранее распечатанные материалы к уроку. Эти задания родители могут распечатать самостоятельно, и ребёнок будет работать с ними в соответствии с инструкциями педагога.

    К занятиям Фоксфорда по подготовке к школе все подготовительные материалы даны заранее — их можно распечатать на весь год. С такими материалами ребёнок может работать творчески: раскрашивать их, писать на них, вырезать фигурки и карточки.

    Использование баллов и рейтингов

    Рейтинг класса, где учащиеся соревнуются за лидирующие позиции, стимулирует друг друга к более активному участию в учебном процессе. Важно, чтобы система начисления баллов была прозрачной и понятной, а рейтинги отражали реальные достижения учащихся, а не случайные факторы. При правильном использовании баллы и рейтинги могут стать мощным инструментом повышения мотивации и формирования здоровой конкуренции.

    Пример игрового урока

    • Ищем симпатичного и интересного ребёнку героя. Если в силу проблем с авторскими правами использовать стороннего героя (например, Гарри Поттера) не получается, тогда можно придумать своих оригинальных персонажей.
    • Ставим перед учеником проблему, которую нужно будет решать в течение занятия. Проблемную ситуацию важно адаптировать под возрастные интересы, чтобы она была адекватна знаниям ребёнка, а также предлагала небольшой вызов, требовала времени на решение.
    • Урок разбиваем на этапы, которые будут постепенно приводить ребёнка к решению проблемы. Отличный инструмент — мини-награды по завершению каждого этапа. Так учащиеся будут возвращаться к первоначальной проблеме, вспоминая о цели квеста.
    • Кульминацией игры станет завершающее задание. Оно должно быть сложнее всех предыдущих и обращаться ко всем освоенным ребёнком за урок знаниям. На этом этапе можно внедрять отрицательных героев — злодеев, которых нужно одолеть, чтобы победить в квесте.
    • Финал важно сделать максимально понятным и чётко сформулированным. Чтобы у ребёнка было чувство завершённости в конце занятия, можно подарить ему какую-то символическую награду.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной