<<Лид>>

Анастасия Кузнецова,
практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,
тимлид дошкольного направления в Фоксфорде
Что такое геймификация
Геймификация обучения подразумевает интеграцию игровых элементов в образовательный процесс с целью повышения мотивации учащихся и улучшения усвоения материала. В младшем возрасте игры позволяют органично знакомить детей с новой информацией. В школе геймификация становится эффективным инструментом для вовлечения учеников, которые еще не заинтересованы в традиционном обучении.
Даже взрослые могут извлечь пользу из геймификации. Использование игр позволяет применить полученные знания на практике и закрепить профессиональные навыки. В отличие от рутинной работы и учебы, игра создает яркие впечатления, что способствует лучшему запоминанию информации.
Виды геймификации
В геймификации обучения выделяют два основных подхода:
- Частичное погружение: В этом случае в учебный процесс добавляются отдельные игровые элементы. Например, студенты следят за развитием игрового персонажа и помогают ему достигать целей, параллельно изучая учебный материал.
- Полное погружение: Здесь весь учебный курс построен в формате игры, разворачивающейся в вымышленной реальности и проводимой от лица выдуманных персонажей.
<<Лидген для статьи>>
Как геймификация используется в образовании
Конечно, функции и характеристики геймификации разнятся в зависимости от возрастной группы ребёнка.
До школы
Можно смело сказать, что в дошкольном возрасте игровые практики на уроках необходимы. В этом возрасте всё обучение должно быть построено вокруг игры, потому что это ведущая деятельность ребёнка-дошкольника. Чем ближе занятия к ведущей деятельности ребёнка, тем эффективнее обучение. Уроки в школьном формате, без игровых техник, могут оказаться не только бесполезными, но и вредными: такой подход может отвратить ребёнка от учёбы ещё до школы, что грозит проблемами в дальнейшем.
Младшая школа
В младшем школьном возрасте игра является дополнительным мотивационным подкреплением для ребёнка. Тяга к знаниям сама по себе может быть недостаточной мотивацией для некоторых детей. В таком случае геймификация в начальной школе здорово помогает привлечь детей к теме урока, представляя знания в более доступном и интересном формате.
Средняя и старшая школа
Игры также дополнительно мотивируют детей среднего и старшего школьного возраста, предлагая им новые возможности для социализации. Во время игр можно в новом и неочевидном формате взаимодействовать с одноклассниками, например объединяться в команды, пробовать себя в разных ролях, давать задачи и выполнять просьбы.
Любое школьное занятие — например, урок по знакомству с климатическими зонами России — можно подать в игровой форме. Одна из возможностей — внедрить героев и элементы квеста. Можно предложить ученикам отправиться в путешествие в поисках определённого региона вместе с героем. Информация лучше запоминается, когда перед обучающимся стоит проблема, для решения которой нужно использовать материал урока.
Кроме того, легко поддаётся усвоению эмоционально окрашенная информация, а игры обычно вызывают у детей эмоциональные реакции.
Важно не забывать, что в школе ребёнку предстоит научиться понимать, запоминать и использовать информацию разной формы, чтобы быть готовым к задачам, которые встретятся ему в дальнейшей учёбе и работе. Например, геймификация часто стимулирует самостоятельность учеников, предлагая им пространство для освоения учебного материала в своём темпе. В то же время обучение в рамках уроков с преподавателем развивает социальные навыки ребёнка и способность воспринимать спикера. Поэтому идеальным вариантом остаётся баланс между игровым и более традиционными образовательными форматами.
Инструменты геймификации
Квесты, герои и возможность выбора
В рамках онлайн-курсов Фоксфорда игровые методики представлены в разных преломлениях в большинстве курсов. Это и интерактивные задания, и моменты игры непосредственно в структуре урока, и квесты, викторины и онлайн-тренажёры.
В образовательных онлайн-квестах есть привлекательный для ребёнка элемент схожести с компьютерной игрой. Возможность совершать выбор и видеть изменения в ходе сюжета квеста также располагают детей к такому формату обучения.
Интерактивность
В дистанционном обучении важно учитывать тягу детей к интерактивности и материальности: например, с этим помогают интерактивные задачи с небольшой анимацией или использованием звуков.
Другой полезный инструмент — заранее распечатанные материалы к уроку. Эти задания родители могут распечатать самостоятельно, и ребёнок будет работать с ними в соответствии с инструкциями педагога.
К занятиям Фоксфорда по подготовке к школе все подготовительные материалы даны заранее — их можно распечатать на весь год. С такими материалами ребёнок может работать творчески: раскрашивать их, писать на них, вырезать фигурки и карточки.
Использование баллов и рейтингов
Рейтинг класса, где учащиеся соревнуются за лидирующие позиции, стимулирует друг друга к более активному участию в учебном процессе. Важно, чтобы система начисления баллов была прозрачной и понятной, а рейтинги отражали реальные достижения учащихся, а не случайные факторы. При правильном использовании баллы и рейтинги могут стать мощным инструментом повышения мотивации и формирования здоровой конкуренции.
<<Блок перелинковки>>
Пример игрового урока
- Ищем симпатичного и интересного ребёнку героя. Если в силу проблем с авторскими правами использовать стороннего героя (например, Гарри Поттера) не получается, тогда можно придумать своих оригинальных персонажей.
- Ставим перед учеником проблему, которую нужно будет решать в течение занятия. Проблемную ситуацию важно адаптировать под возрастные интересы, чтобы она была адекватна знаниям ребёнка, а также предлагала небольшой вызов, требовала времени на решение.
- Урок разбиваем на этапы, которые будут постепенно приводить ребёнка к решению проблемы. Отличный инструмент — мини-награды по завершению каждого этапа. Так учащиеся будут возвращаться к первоначальной проблеме, вспоминая о цели квеста.
- Кульминацией игры станет завершающее задание. Оно должно быть сложнее всех предыдущих и обращаться ко всем освоенным ребёнком за урок знаниям. На этом этапе можно внедрять отрицательных героев — злодеев, которых нужно одолеть, чтобы победить в квесте.
- Финал важно сделать максимально понятным и чётко сформулированным. Чтобы у ребёнка было чувство завершённости в конце занятия, можно подарить ему какую-то символическую награду.