Виды мотивации
Психологи разделяют мотивацию:
- На внутреннюю — желание учиться, потому что это важно для ребёнка, она более сильная и долговременная.
- Внешнюю — это стимулы извне, например, похвала или оценки родителей.
Когда ребёнок учится по собственному желанию и понимает ценность знаний, его мотивация становится устойчивой и способствует лучшему усвоению материала.
Понимание видов мотивации помогает педагогам и родителям лучше поддерживать интерес ребёнка к учёбе и развивать его внутреннюю инициативу.
Что мотивирует детей к учёбе
Вот наиболее популярные мотивы повышения мотивации к учёбе:
- стремление быть эрудированным и образованным;
- желание расширить круг общения вместе с кругозором;
- стремление раскрыть свои таланты и построить карьеру;
- «необходимость» учиться (статус школьника).
Как повысить мотивацию ребёнка к учёбе
Наставники в Домашней школе Фоксфорда нередко работают со школьниками, которым не нравится школа, поэтому наши специалисты знают, как мотивировать ребёнка на учёбу. Вместо того, чтобы ругать за нежелание учиться, можно прибегнуть к более мягким и действенным способам.
Задача наставников заключается в исследовании интересов ребёнка и создания комфортной среды для его развития. Благодаря работе с наставником дети начинают заниматься самостоятельно и осознают ценность образования, что является значимым стимулом к учёбе.
Найдите хорошего педагога
Квалифицированный и харизматичный преподаватель — половина успеха и отличный стимул к учёбе. Если учитель знает, как преподнести свой предмет и заинтересовать им, дети загорятся учёбой.
«Если у подростка нет серьёзных проблем психологического характера, которые бы демотивировали его по жизни, то обычно он склонен к познанию нового. Это его природа, и достаточно бывает выслушивать его, воспринимать серьёзно и поддерживать на пути выбора профессиональной самореализации. Зубрить предметы мало кому интересно по жизни, а вот понимать лучше себя через определённые знания и предметы, мир окружающий, и прикладывать эти знания к реальной действительности — это всегда мотивирует учиться. Поэтому в плане самообразования для выбора профессии мы всегда простраиваем логику шагов с ребёнком — зачем нам изучать те или иные предметы в школе, чем они могут быть полезны в дальнейшем, через 3 или 5 лет. Когда появляется такое понимание, то и приходит интерес вкладываться в будущее».
Наталья Смелова, наставник Домашней школы Фоксфорда
Учтите стиль восприятия информации ребёнка
Некоторым детям гораздо легче воспринимать информацию на слух, а кто-то на лекции начнёт скучать и считать ворон. Одним понравится документальный фильм, а другие предпочтут прочесть информацию в книге. Мотивация ребёнка к учёбе усиливается, если усвоение информации происходит комфортным образом. Обратите внимание на то, какой стиль обучения предпочитает ваш ребёнок.
Показывайте на своём примере
Дети во всём копируют взрослых. Если родители беспрерывно читают книги, продолжают учиться в течение жизни, интересуются культурой и уделяют время своему хобби — ребёнок будет также стремиться к знаниям. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у ребёнка, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору.
«За отсутствием мотивации я стараюсь увидеть неудовлетворённую базовую потребность. Если я могу посодействовать её удовлетворению, то дальше есть возможность двигаться. У подростков это, как правило, потребность в значимости. Нельзя думать, что отличная учёба сможет эту потребность удовлетворить — это классическая ошибка учителя, именно банальная потребность даёт энергию учиться, но не наоборот».
Светлана Гольцер, наставник Домашней школы Фоксфорда
Не зацикливайтесь на оценках
Школьные отметки не показатель знаний. Дайте понять, что вас интересуют реальные знания, а не цифры в электронном дневнике. Покажите, как применять знания на практике. Если ребёнка расстраивают плохие оценки, поддержите и объясните, что вы на его стороне независимо от того, что он получил.
«Наставник всегда работает с внутренней мотивацией человека, помогает найти то, что движет ребёнком изнутри, а внешние факторы рассматриваются только как вспомогательные. Нужно найти свои интересы, внутри которых хочется развиваться, прилагать усилия, те, что стимулируют действовать, идти вперёд. Найти то, в чём ты силён, и двигаться вперёд более уверенно, научиться опираться на свои успехи и достижения, пользоваться тем, что дано. Найти свой смысл и действовать осознанно, понимая, и к чему ведут твои усилия и вложения. Это самое сложное, но эффективное средство мотивации ребёнка», — Юлия Рожкова, наставник Домашней школы Фоксфорда.
Как мотивировать ребёнка на домашнем обучении
Как начать разговор
Прежде чем отвечать на вопросы ребёнка, зачем ему, например, физика или химия, родителям стоит прояснить этот момент для себя. Возможно, это помогает прикидывать на глаз, за сколько секунд остынет маленький стаканчик с кофе, или знание угла преломления света позволяет выбрать оптимальный ракурс для фото. Ответы должны быть максимально простыми и искренними, но в то же время ёмкими. Стоит проявить творчество и не стесняться привлекать примеры из жизни друзей, знакомых, известных личностей и даже рекламы, чтобы сделать картинку более красочной.
Если ребёнок в очередной раз не хочет идти в школу, потому что там много ненужных знаний, родители могут воспользоваться несколькими аргументами.
Довод 1: интерес может быть потерян из-за методики
Возможно, ребёнку неинтересны предметы, потому что их скучно преподают. И дело вовсе не в том, что ему не нужна в жизни химия, просто на уроке не показывают эксперименты и всё время заставляют писать уравнения. Вне основных занятий ребёнок может проявить максимум творчества, чтобы изучить предмет под углом, который ему интересен. Например, проводить практические опыты, изучить взаимосвязь выбранной дисциплины с другими областями знаний, углубиться в чтение энциклопедий или записаться в кружок, посвящённый выбранному предмету.
Вместе с тем не стоит превращать свободное время ребёнка в бесконечную продлёнку. Вне занятий, если школьник не отстаёт по программе, можно вместе посетить экспозицию или посмотреть хорошую научно-популярную передачу для повышения интереса к учёбе. Например, серию передач Нила Деграсса Тайсона по физике или канал Nat Geo Wild по биологии.
Если же ребёнок отстаёт по каким-то предметам, можно организовать обучение в рамках эклектичной методики, которую можно считать компромиссом между полностью традиционным обучением и творческим подходом к системности.
Довод 2: школа — источник навыков общения
В школе дети учатся многому «между строк». Например, при поступлении в 1-й класс ищут друзей и учатся коммуницировать, проходят все этапы социализации. При переходе в 5-й становятся самостоятельнее и избирательнее. В 11-м выбираю предметы для ЕЭ, анализируют вузы и программы. На переменах учатся решать конфликты, помогать друг другу с домашкой и саморефлексировать. На уроках — критически мыслить, работать в режиме многозадачности и принимать решения. Дома тренируют навыки тайм-менеджмента и приоритизации задач.
Довод 3: предметы развивают кругозор
Если кратко: все предметы нужны, чтобы получить базовые знания о мире. Если более подробно: в XXI веке важно иметь критическое мышление и обладать большим объёмом знаний. Мозг можно сравнить с мышцей: чем больше тренируешь, тем больше развивается. Например:
- алгебра и физика влияют на аналитическое мышление;
- геометрия развивает пространственное мышление;
- история и обществознание помогут всесторонне понять процессы, которые происходят в обществе и политике;
- русский язык и литература учат грамотно и понятно излагать свои мысли;
- английский и другие языки помогают общаться в путешествиях и узнавать о других культурах.
Доступ к «окей, гугл» даёт ложное ощущение всемогущества. Кажется, что абсолютно всё можно найти в интернете. И даже если через пять или десять лет после школы часть формул и фактов будет сложно вспомнить, останутся прокачанные нейронные связи, которые помогут с лёгкостью освоить новую профессию и добиться высоких результатов в карьере.
Если после всех аргументов подростку всё ещё не важны академические успехи по всем гуманитарным или физико-математическим предметам, родители могут предложить выбрать один предмет в каждой области, по которому он сможет показывать высокие результаты. Остальные можно просто поддерживать «на плаву».
Довод 4: знания полезны и в быту
Школьные знания полезны не только в учёбе, но и в повседневной жизни. Например, математика помогает правильно считать деньги и планировать бюджет. Знания по языкам облегчают общение с людьми из других стран. Основы физики и химии пригодятся при ремонте или приготовлении пищи. История и культура помогают лучше понимать окружающий мир и принимать обоснованные решения. Таким образом, школьные знания помогают и во взрослой жизни.
Довод 5: альтернативный вариант
Ребёнок может выбрать семейное обучение для концентрации на том, что ему действительно интресно. Если он понимает, что самому изучать предметы тяжело, есть вариант выбрать онлайн-школу. Например, в Домашней школе Фоксфорда учитель даёт нужную информацию на вебинарах и успевает отвечать на вопросы учеников, заданные в чате. Домашнее задание проверяется на платформе автоматически, а письменные задания смотрят методисты. У детей всегда есть возможность послушать объяснение учителя столько раз, сколько понадобится для того, чтобы вникнуть и разобраться. Можно пересматривать запись урока или отдельного фрагмента.
Вывод
Есть разные способы повысить мотивацию к учёбе, если ребёнку не нравится заниматься. Внутренняя мотивация, то есть искренний интерес и желание, эффективней внешней, когда школьник учится «из-под палки». Рекомендуем подбирать педагогов и стиль обучения под индивидуальные запросы ребёнка.