Как помочь ребёнку выбрать иностранный язык

6
минут
чтения

Иллюстрация: Fenny Apriliani / Dribbble

Родителям

<<Лид>>

От чего зависит освоение иностранного языка

Часто в языковых группах есть дети, которые быстрее других схватывают незнакомые грамматические схемы, учат новые слова и строят предложения на иностранном языке.

Предрасположенность к изучению языков действительно бывает. Она отчасти обусловлена генетикой, отчасти — индивидуальным ранним развитием. Важно учитывать, что генетика определяет только скорость и объём затрачиваемых для достижения измеримого результата усилий. Однако в целом любой ребёнок с достаточно развитым вербальным интеллектом, когнитивными навыками и способностью к продуктивной и репродуктивной речевой деятельности может выучить любой иностранный язык до высокого уровня.

Кроме личной предрасположенности на изучение влияет возраст: исследования показывают, что у детей и подростков гораздо быстрее, чем у взрослых, получается освоить новый язык.

Также на скорость освоения влияют иные факторы:

— уровень развития родной речи (темп речи, беглость чтения);

— уровень развития познавательных функций (память, внимание, мышление);

— общепринятая сложность языка, частота использования языка в домашней обстановке;

— общее развитие (хорошая дикция, умение пересказывать, музыкальный слух, умение пародировать, равномерно развитые способности к гуманитарным и естественным наукам).

Среднестатистическому школьнику по силам освоить иностранный язык до уровня, который позволит ему поддерживать разговор с иностранцем, за 4–5 лет. Если при этом ученик погружён в языковую среду, например, ездит за границу, посещает языковые лагеря, потребляет контент на изучаемом языке в свободное время и общается с иностранцами по видеосвязи или переписке, выучит язык он сильно быстрее — примерно за три года.

Важно отметить, что некоторые особенности в развитии — например, синдромы аутистического спектра (синдром Аспергера и прочие) — не мешают, а зачастую способствуют изучению языков. Такие учащиеся легко, по сравнению с другими детьми, могут усваивать интересующую их информацию и демонстрировать выдающиеся достижения в данной области.

Главные факторы успеха: мотивация ребёнка, интенсивность занятий, составляющие индивидуального подхода.

Как выбрать язык

При выборе иностранного языка необходимо учитывать несколько факторов:

— Личная мотивация и заинтересованность

Они значительно облегчают и ускоряют изучение языка. Зачастую от школьников можно услышать фразы:

— «Этот язык учил мой папа, и я тоже хочу его выучить. Другой язык мне изучать бессмысленно, ведь мне никто не поможет с домашней работой, и даже не с кем на этом языке пообщаться»;

— «Я побывал в этой стране, собираюсь уехать туда жить, когда вырасту»;

— «Мои любимые певцы исполняют композиции на данном языке, поэтому я хочу знать и понимать его».

Если у ребёнка ярко выражена мотивация к изучению определённого языка, её стоит поддержать. Заинтересованный ученик овладеет этим языком гораздо быстрее, чем другими, несмотря на сложность каждого из них, при условии сохранения мотивации.

Педагог и его методики

Если ребёнку нравится ходить на уроки, а учитель вызывает у него уважение, успехов на занятиях будет гораздо больше. В педагоге важно многое: темперамент, характер реакций на возникающие ситуации, манера общения, предпочитаемые виды поощрения и наказания. Это всё стоит учитывать при выборе личного преподавателя для ребёнка.

Если школа предлагает выбрать группу по французскому или немецкому, стоит разузнать побольше о преподавателях обоих языков. Иногда дети уже знают от старшеклассников, что какой-то преподаватель слишком строгий или очень скучный. Если ребёнок выражает сильное нежелание учиться у конкретного преподавателя, скорее всего, стоит выбрать другую группу. Вполне возможно, что у школьника, который заранее настроен негативно, не сложится контакт с преподавателем, и тогда учиться ему будет сложно и неприятно.

Неудачи, плохие отметки и безрезультатные попытки «догнать сверстников» будут накладывать отпечаток на веру учащегося в свои силы, снижать мотивацию и самооценку. В результате ученик станет уделять изучению языка всё меньше времени и усилий, успехов будет мало, что усугубит нелюбовь к предмету изучения. Негативное отношение может сохраняться на протяжении многих лет после смены преподавателя и даже влиять на уже повзрослевшего человека.

<<Лидген для статьи>>

— Внешнеполитическая ситуация

Эксперты не рекомендуют настаивать на выборе языка, отталкиваясь от политики и экономики, так как подобная мотивация для учеников младшей и средней школы обычно недостаточна или непонятна.

Тем не менее, если родители считают более перспективным определённый язык в сравнении с остальными, можно попытаться подвести ребёнка к соответствующему принятию решения. Для этого подойдёт искусственно созданная мотивация: можно ненавязчиво рассказать о понятных и весомых для ребёнка преимуществах данного языка, попытаться увлечь культурой, музыкой и фильмами этой страны, найти друзей по переписке для ребёнка, побывать в самой стране.

Если же ученик самостоятельно увлёкся культурой какой-либо страны и намерен выучить язык, безусловно, его стоит поддержать в данном выборе, поскольку это положительно скажется на развитии умственных способностей, в дальнейшем позволит легче овладеть другими языками, а знание «непопулярного» языка может в будущем обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке труда.

 

Что делать, если учить язык не получается

Родителям и педагогам детей, которым трудно даётся изучение языков, в первую очередь необходимо удостовериться, что у ребёнка нет физиологических (проблемы с памятью, вниманием, мышлением) и психологических (конфликты с одноклассниками, учителями) проблем. Если такие проблемы не обнаружены, нужно определить, где именно у ребёнка сложности: кто-то не может выучить алфавит, кому-то тяжело и страшно говорить, кто-то плохо запоминает слова.

Когда будет обнаружена самая сложная и «проседающая» область языка, необходимо отделить её от основной части урока. То есть, если ребёнку сложно даются аудирование, задания по тренировке «слушания» и «говорения», стоит добавлять их эпизодически, снизив уровень сложности. Важно создать ситуацию гарантированного успеха, чтобы не вызвать у ученика отторжение. Если у школьника сложности с механической ассоциативной памятью, которая помогает интуитивно использовать предлоги и служебные части речи, то стоит отдельно уделить этому время и подробно разобрать и отработать правила использования несамостоятельных лексем.

Резюме: при выборе языка стоит в первую очередь выяснить, какие ассоциации он вызывает у ребёнка и что именно в нём нравится. Мотивированный ребёнок способен выучить основы без особых сложностей достаточно быстро. В то же время ученик с выдающимися языковыми способностями, но испытывающий отвращение от изучаемого предмета или находящийся в конфликте с преподавателем, будет очень медленно продвигаться в изучении или вовсе годами стоять на месте.

Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом во время учёбы

Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка.

media-check-list-04

Готово!

Скачать можно тут
Получить гайд
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Отправили материалы вам на почту

Пользуйтесь!
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Многие российские школьники выбирают как второй иностранный язык немецкий, французский или испанский. Реже встречаются китайский и итальянский. Другие иностранные языки учат в специализированных языковых школах. Но как выбрать подходящий язык и не ошибиться? Рассказываем в статье.

Рассылка с лучшими
статьями. Раз в неделю
для
самых занятых

Для тех, кто ценит свое время. Выбирайте интересную вам тему и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Это бесплатно!

Шаг 1 из 2

Выберите интересную вам тему

Старшая школа
Средняя школа
Младшая школа
Выбрать, куда получать письма →

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Ваши данные получены

Мы скоро с вами свяжемся
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
или

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
*действителен только для новых пользователей
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
СИЛАЛИСА
Промокод успешно скопирован