<<Лид>>
От чего зависит освоение иностранного языка
Часто в языковых группах есть дети, которые быстрее других схватывают незнакомые грамматические схемы, учат новые слова и строят предложения на иностранном языке.
Предрасположенность к изучению языков действительно бывает. Она отчасти обусловлена генетикой, отчасти — индивидуальным ранним развитием. Важно учитывать, что генетика определяет только скорость и объём затрачиваемых для достижения измеримого результата усилий. Однако в целом любой ребёнок с достаточно развитым вербальным интеллектом, когнитивными навыками и способностью к продуктивной и репродуктивной речевой деятельности может выучить любой иностранный язык до высокого уровня.
Кроме личной предрасположенности на изучение влияет возраст: исследования показывают, что у детей и подростков гораздо быстрее, чем у взрослых, получается освоить новый язык.
Также на скорость освоения влияют иные факторы:
— уровень развития родной речи (темп речи, беглость чтения);
— уровень развития познавательных функций (память, внимание, мышление);
— общепринятая сложность языка, частота использования языка в домашней обстановке;
— общее развитие (хорошая дикция, умение пересказывать, музыкальный слух, умение пародировать, равномерно развитые способности к гуманитарным и естественным наукам).
Среднестатистическому школьнику по силам освоить иностранный язык до уровня, который позволит ему поддерживать разговор с иностранцем, за 4–5 лет. Если при этом ученик погружён в языковую среду, например, ездит за границу, посещает языковые лагеря, потребляет контент на изучаемом языке в свободное время и общается с иностранцами по видеосвязи или переписке, выучит язык он сильно быстрее — примерно за три года.
Важно отметить, что некоторые особенности в развитии — например, синдромы аутистического спектра (синдром Аспергера и прочие) — не мешают, а зачастую способствуют изучению языков. Такие учащиеся легко, по сравнению с другими детьми, могут усваивать интересующую их информацию и демонстрировать выдающиеся достижения в данной области.
Главные факторы успеха: мотивация ребёнка, интенсивность занятий, составляющие индивидуального подхода.
Как выбрать язык
При выборе иностранного языка необходимо учитывать несколько факторов:
— Личная мотивация и заинтересованность
Они значительно облегчают и ускоряют изучение языка. Зачастую от школьников можно услышать фразы:
— «Этот язык учил мой папа, и я тоже хочу его выучить. Другой язык мне изучать бессмысленно, ведь мне никто не поможет с домашней работой, и даже не с кем на этом языке пообщаться»;
— «Я побывал в этой стране, собираюсь уехать туда жить, когда вырасту»;
— «Мои любимые певцы исполняют композиции на данном языке, поэтому я хочу знать и понимать его».
Если у ребёнка ярко выражена мотивация к изучению определённого языка, её стоит поддержать. Заинтересованный ученик овладеет этим языком гораздо быстрее, чем другими, несмотря на сложность каждого из них, при условии сохранения мотивации.
— Педагог и его методики
Если ребёнку нравится ходить на уроки, а учитель вызывает у него уважение, успехов на занятиях будет гораздо больше. В педагоге важно многое: темперамент, характер реакций на возникающие ситуации, манера общения, предпочитаемые виды поощрения и наказания. Это всё стоит учитывать при выборе личного преподавателя для ребёнка.
Если школа предлагает выбрать группу по французскому или немецкому, стоит разузнать побольше о преподавателях обоих языков. Иногда дети уже знают от старшеклассников, что какой-то преподаватель слишком строгий или очень скучный. Если ребёнок выражает сильное нежелание учиться у конкретного преподавателя, скорее всего, стоит выбрать другую группу. Вполне возможно, что у школьника, который заранее настроен негативно, не сложится контакт с преподавателем, и тогда учиться ему будет сложно и неприятно.
Неудачи, плохие отметки и безрезультатные попытки «догнать сверстников» будут накладывать отпечаток на веру учащегося в свои силы, снижать мотивацию и самооценку. В результате ученик станет уделять изучению языка всё меньше времени и усилий, успехов будет мало, что усугубит нелюбовь к предмету изучения. Негативное отношение может сохраняться на протяжении многих лет после смены преподавателя и даже влиять на уже повзрослевшего человека.
<<Лидген для статьи>>
— Внешнеполитическая ситуация
Эксперты не рекомендуют настаивать на выборе языка, отталкиваясь от политики и экономики, так как подобная мотивация для учеников младшей и средней школы обычно недостаточна или непонятна.
Тем не менее, если родители считают более перспективным определённый язык в сравнении с остальными, можно попытаться подвести ребёнка к соответствующему принятию решения. Для этого подойдёт искусственно созданная мотивация: можно ненавязчиво рассказать о понятных и весомых для ребёнка преимуществах данного языка, попытаться увлечь культурой, музыкой и фильмами этой страны, найти друзей по переписке для ребёнка, побывать в самой стране.
Если же ученик самостоятельно увлёкся культурой какой-либо страны и намерен выучить язык, безусловно, его стоит поддержать в данном выборе, поскольку это положительно скажется на развитии умственных способностей, в дальнейшем позволит легче овладеть другими языками, а знание «непопулярного» языка может в будущем обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке труда.
Что делать, если учить язык не получается
Родителям и педагогам детей, которым трудно даётся изучение языков, в первую очередь необходимо удостовериться, что у ребёнка нет физиологических (проблемы с памятью, вниманием, мышлением) и психологических (конфликты с одноклассниками, учителями) проблем. Если такие проблемы не обнаружены, нужно определить, где именно у ребёнка сложности: кто-то не может выучить алфавит, кому-то тяжело и страшно говорить, кто-то плохо запоминает слова.
Когда будет обнаружена самая сложная и «проседающая» область языка, необходимо отделить её от основной части урока. То есть, если ребёнку сложно даются аудирование, задания по тренировке «слушания» и «говорения», стоит добавлять их эпизодически, снизив уровень сложности. Важно создать ситуацию гарантированного успеха, чтобы не вызвать у ученика отторжение. Если у школьника сложности с механической ассоциативной памятью, которая помогает интуитивно использовать предлоги и служебные части речи, то стоит отдельно уделить этому время и подробно разобрать и отработать правила использования несамостоятельных лексем.
Резюме: при выборе языка стоит в первую очередь выяснить, какие ассоциации он вызывает у ребёнка и что именно в нём нравится. Мотивированный ребёнок способен выучить основы без особых сложностей достаточно быстро. В то же время ученик с выдающимися языковыми способностями, но испытывающий отвращение от изучаемого предмета или находящийся в конфликте с преподавателем, будет очень медленно продвигаться в изучении или вовсе годами стоять на месте.
Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом во время учёбы
Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка.


Многие российские школьники выбирают как второй иностранный язык немецкий, французский или испанский. Реже встречаются китайский и итальянский. Другие иностранные языки учат в специализированных языковых школах. Но как выбрать подходящий язык и не ошибиться? Рассказываем в статье.
Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?