Логотип Фоксфорд

Как учатся дети с нарушениями речи в «Фоксфорде»

Вместе с руководителем дошкольного направления и логопедии в «Фоксфорде» разобрались, какие речевые проблемы есть у детей и что с этим делать.
Алёна Хромова Алёна Хромова
Контент-менеджер и автор «Силы Лиса»
12 октября 2023
В этой статье

    Мария Серова
    Педагог-психолог, автор развивающих курсов, методист, руководитель дошкольного направления и логопедии в «Фоксфорде»

    Виды нарушений речи

    Для начала разберёмся в нарушениях речи по возрастам.

    У дошкольников чаще всего появляются нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики и фонематических процессов. Если не исправить их в раннем возрасте, они могут негативно сказаться не только на качестве общения ребёнка с окружающими, но подготовке к обучению в школе — ему будет тяжело.

    Виды нарушений речи

    Для начала разберёмся в нарушениях речи по возрастам.

    У дошкольников чаще всего появляются нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики и фонематических процессов. Если не исправить их в раннем возрасте, они могут негативно сказаться не только на качестве общения ребёнка с окружающими, но подготовке к обучению в школе — ему будет тяжело.

    Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи.

    Ребёнок с развитым фонематическим восприятием может ответить на вопросы «Сколько слогов в слове?», «Какой первый звук?», «Какой звук повторяется?».

    Чтобы не запустить речевое нарушение, детям необходимо регулярно заниматься с логопедом и выполнять все рекомендации специалиста ещё в дошкольный период. И здесь ответственность лежит полностью на родителях, которые должны быть включены в процесс коррекционно-развивающих занятий своего ребёнка.

    В началке могут проявиться нарушения звукопроизношения, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, дислексия и дисграфия, а также дизорфография. Они значительно осложняют обучение в школе и приводят к низким результатам, отсутствию мотивации к учёбе, а также трудностям в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

    Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом

    Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка во время учёбы

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушения произношения из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

    Дети с ФФНР могут замещать звуки (например, «грин» вместо «гриб»), путать слоги местами (например, «ка-бул» вместо «бул-ка»).

    Общее недоразвитие речи (ОНР) — это нарушение всех сторон речи: звуковой, лексико-грамматической, семантической.

    Проявления ОНР могут быть разными: от небольшой несформированности речевого компонента до полного отсутствия компонента речи. Например, дети с ОНР первого уровня не пользуются фразами, второго — говорят простыми предложениями, третьего — не строят сложные предложения, четвёртого — ошибаются в словообразованиях.

    Дислексия — это сложности с распознаванием слов при чтении и письмом под диктовку.

    Дислексики часто не понимают в полной мере, о чём текст, заменяют звуки в словах, читают побуквенно.

    Дисграфия — это нарушение письма.

    Дисграфики заменяют или пропускают буквы, пишутся слитно или раздельно слова, которые этого не подразумевают.

    Дизорфография — это неправильное усвоение орфографических навыков.

    Дизорфографики пишут слова неверно, хотя точно знают правила.

    Несмотря на то что в начальной школе логопеды стараются максимально скорректировать и исправить речевые нарушения либо проводят профилактическую работу по предупреждению их появления, остаётся небольшой процент детей, которые переходят в среднюю школу с теми же речевыми нарушениями. Объём и сложность изучаемого материала резко увеличиваются, а вместе с ними растут и некомпенсированные вовремя трудности, да ещё и добавляются новые. Основная трудность учащихся среднего и старшего звена школы — недоразвитие смысловой стороны речи: словарный запас, грамматический строй, связная речь.

    Обучение детей с нарушениями речи в «Домашней школе Фоксфорда»

    Все речевые трудности в высокой мере сказываются на усвоении школьной программы по русскому языку. Но страдают и другие стороны учебной деятельности: непонимание условий задач, учебных терминов, неумение работать с текстом отражается почти на всех школьных предметах. Эти проблемы ко всему прочему сопровождают сопутствующие психологические аспекты: низкий уровень слухового внимания и памяти, недостаточная сформированность саморегуляции и самоконтроля, быстрая утомляемость и истощаемость.

    Именно поэтому в «Домашней школе Фоксфорда» уделяется внимание всем «тревожным речевым звоночкам». С учётом возраста и целей каждого ребёнка школа индивидуально подбирает подходящие курсы и программы по обучению, а также форматы:

    • индивидуальный — один на один с репетитором;
    • мини-групповой — живое общение в коллективе до шести человек;
    • вебинарный — бюджетный, но не менее функциональный.

    В зависимости от пакета обучения у ученика есть 1–2 включённые в оплату консультации у логопеда, психолога или наставника. Родители могут напрямую обратиться за диагностикой к логопеду, если видят хотя бы минимальные нарушения у малыша. А наставник при составлении индивидуального маршрута может добавить рекомендацию занятий с логопедом.

    Всего за прошедший учебный год мы провели почти 9 000 логопедических занятий, из них примерно 2 000 — в дошкольном отделении.

    Методисты школы разработали памятку для учителей и педагогов, в которой по девяти областям — мимике, артикуляции, дыханию, модуляции, произношению, развитию высших психических функций, фонематическому восприятию, слоговой структуре, письму и чтению — можно отследить первые сигналы  и отправить ребёнка на консультацию к логопеду. Например, если ребёнок говорит взахлёб или вяло, пропускает слоги, пишет слова слитно или произносит звуки с призвуками.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной