<<Лид>>

Мария Серова
Педагог-психолог, автор развивающих курсов, методист, руководитель дошкольного направления и логопедии в «Фоксфорде»
Виды нарушений речи
Для начала разберёмся в нарушениях речи по возрастам.
У дошкольников чаще всего появляются нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики и фонематических процессов. Если не исправить их в раннем возрасте, они могут негативно сказаться не только на качестве общения ребёнка с окружающими, но подготовке к обучению в школе — ему будет тяжело.
Виды нарушений речи
Для начала разберёмся в нарушениях речи по возрастам.
У дошкольников чаще всего появляются нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики и фонематических процессов. Если не исправить их в раннем возрасте, они могут негативно сказаться не только на качестве общения ребёнка с окружающими, но подготовке к обучению в школе — ему будет тяжело.
Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи.
Ребёнок с развитым фонематическим восприятием может ответить на вопросы «Сколько слогов в слове?», «Какой первый звук?», «Какой звук повторяется?».
Чтобы не запустить речевое нарушение, детям необходимо регулярно заниматься с логопедом и выполнять все рекомендации специалиста ещё в дошкольный период. И здесь ответственность лежит полностью на родителях, которые должны быть включены в процесс коррекционно-развивающих занятий своего ребёнка.
В началке могут проявиться нарушения звукопроизношения, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, дислексия и дисграфия, а также дизорфография. Они значительно осложняют обучение в школе и приводят к низким результатам, отсутствию мотивации к учёбе, а также трудностям в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
<<Лидген для статьи>>
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушения произношения из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФНР могут замещать звуки (например, «грин» вместо «гриб»), путать слоги местами (например, «ка-бул» вместо «бул-ка»).
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это нарушение всех сторон речи: звуковой, лексико-грамматической, семантической.
Проявления ОНР могут быть разными: от небольшой несформированности речевого компонента до полного отсутствия компонента речи. Например, дети с ОНР первого уровня не пользуются фразами, второго — говорят простыми предложениями, третьего — не строят сложные предложения, четвёртого — ошибаются в словообразованиях.
Дислексия — это сложности с распознаванием слов при чтении и письмом под диктовку.
Дислексики часто не понимают в полной мере, о чём текст, заменяют звуки в словах, читают побуквенно.
Дисграфия — это нарушение письма.
Дисграфики заменяют или пропускают буквы, пишутся слитно или раздельно слова, которые этого не подразумевают.
Дизорфография — это неправильное усвоение орфографических навыков.
Дизорфографики пишут слова неверно, хотя точно знают правила.
Несмотря на то что в начальной школе логопеды стараются максимально скорректировать и исправить речевые нарушения либо проводят профилактическую работу по предупреждению их появления, остаётся небольшой процент детей, которые переходят в среднюю школу с теми же речевыми нарушениями. Объём и сложность изучаемого материала резко увеличиваются, а вместе с ними растут и некомпенсированные вовремя трудности, да ещё и добавляются новые. Основная трудность учащихся среднего и старшего звена школы — недоразвитие смысловой стороны речи: словарный запас, грамматический строй, связная речь.
Обучение детей с нарушениями речи в «Домашней школе Фоксфорда»
Все речевые трудности в высокой мере сказываются на усвоении школьной программы по русскому языку. Но страдают и другие стороны учебной деятельности: непонимание условий задач, учебных терминов, неумение работать с текстом отражается почти на всех школьных предметах. Эти проблемы ко всему прочему сопровождают сопутствующие психологические аспекты: низкий уровень слухового внимания и памяти, недостаточная сформированность саморегуляции и самоконтроля, быстрая утомляемость и истощаемость.
Именно поэтому в «Домашней школе Фоксфорда» уделяется внимание всем «тревожным речевым звоночкам». С учётом возраста и целей каждого ребёнка школа индивидуально подбирает подходящие курсы и программы по обучению, а также форматы:
- индивидуальный — один на один с репетитором;
- мини-групповой — живое общение в коллективе до шести человек;
- вебинарный — бюджетный, но не менее функциональный.
В зависимости от пакета обучения у ученика есть 1–2 включённые в оплату консультации у логопеда, психолога или наставника. Родители могут напрямую обратиться за диагностикой к логопеду, если видят хотя бы минимальные нарушения у малыша. А наставник при составлении индивидуального маршрута может добавить рекомендацию занятий с логопедом.
Всего за прошедший учебный год мы провели почти 9 000 логопедических занятий, из них примерно 2 000 — в дошкольном отделении.
Методисты школы разработали памятку для учителей и педагогов, в которой по девяти областям — мимике, артикуляции, дыханию, модуляции, произношению, развитию высших психических функций, фонематическому восприятию, слоговой структуре, письму и чтению — можно отследить первые сигналы и отправить ребёнка на консультацию к логопеду. Например, если ребёнок говорит взахлёб или вяло, пропускает слоги, пишет слова слитно или произносит звуки с призвуками.
Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом во время учёбы
Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка.


Вместе с руководителем дошкольного направления и логопедии в «Фоксфорде» разобрались, какие речевые проблемы есть у детей и что с этим делать.
Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?