<<Лид>>
Причины пробелов в знаниях
Правильное понимание причин избавит от снижения успеваемости. Чаще всего пробелы в знаниях учащихся возникают из-за:
- Пропусков по болезни. Если ребёнок долго не посещает школу из-за проблем со здоровьем, он наверняка отстанет от учебной программы. Для детей, которые не могут ходить в школу по медицинским показаниям, может быть организовано надомное обучение. Однако его качество зачастую не позволяет устранить пробелы в знаниях ребёнка.
- Отсутствия учителя. Если в школе по какой-то причине отсутствует педагог-предметник, пробелы в знаниях возникают у всего класса. Когда уроки возобновляются, у учителя уже не остаётся времени хорошо объяснить пропущенное. Зачастую детям просто задают прочесть об этом в учебнике. Если кто-то чего-то не понял — их проблемы.
- Смены школы. Программы и темп обучения в разных школах отличаются. Возможно, при смене школы ребёнку придётся самостоятельно осваивать материал, уже пройденный его новым классом. Непростая задача, учитывая стресс, который испытывает каждый новенький.
- Высокой нагрузки. Если ребёнок посещает слишком много дополнительных занятий, его концентрация на уроках снижается и он может упустить важное объяснение.
- Отсутствия мотивации. Если ребёнок не понимает, для чего ему пригодится эта информация, едва ли он будет стараться её запомнить.
- Проблем в семье. Нервозная обстановка дома может помешать ребёнку хорошо усваивать темы уроков.
- Трудностей восприятия. Ребёнок может просто чего-то не понять на уроке — это совершенно нормально. Иногда чтобы разобраться в теме, школьнику требуется особый подход, который учитель не смог или не счёл нужным найти.
Как восполнить пробелы в знаниях
Шаг 1. Выявите проблему
Далеко не всегда ребёнок способен сам определить, чего он не знает. Чтобы диагностировать пробелы в знаниях, можно воспользоваться тестами «Фоксфорда», выбрав нужный класс и предмет. После прохождения теста станет понятно, какие темы ребёнку необходимо подтянуть.
После диагностики распределите пробелы в знаниях школьника в порядке важности — от самых критичных к менее серьёзным. Первые места должны занять пробелы в «базовых» знаниях: например, правописание безударных гласных в корне, знание таблицы умножения, понимание законов механики и так далее. В школе эти знания необходимо применять постоянно, поэтому ими нужно будет заняться в первую очередь.
Шаг 2. Выделите время
Иногда чтобы помочь ребёнку разобраться в непонятной теме достаточного одного вечера. Но если школьник отстал по многим предметам — нужно рассчитать и выделить время на подготовку.
Конечно, ликвидировать пробелы в знаниях удобнее всего на каникулах. Но если решить проблему нужно немедленно — придётся выкраивать время на учебной неделе. Возможно, придётся временно отказаться от посещения кружка или секции. В некоторых случаях можно пожертвовать частью свободного времени ребёнка. Объясните ему, что это временная мера, и чем быстрее он наверстает упущенное, тем раньше сможет вернуться к своим увлечениям. И помните, школьнику всё же необходимо отдыхать!
«Важно проговорить, почему пора начать догонять программу: чтобы точно сдать аттестацию, знать всю информацию, которая может встретиться, чтобы было спокойнее учиться, чтобы разобраться в предмете сейчас, потому что потом будет ещё труднее, и так далее», — Дарья Ефимова, наставник седьмого класса «Домашней школы Фоксфорда»
Шаг 3. Выберите методику
Выбор мер по ликвидации пробелов в знаниях зависит от трёх факторов:
- объёма пропущенного материала;
- количества времени, которым вы располагаете;
- индивидуальных особенностей ребёнка.
Ниже мы рассмотрим три метода устранения пробелов обучения.
Формы ликвидации пробелов в знаниях
Вариант 1. Самостоятельные занятия
➕ бесплатно
➖ требует вовлечения родителей
Если у вас есть время и силы, вы сами можете помочь ребёнку. Вот несколько советов, которые помогут это сделать:
- Найдите источники информации. Чтобы ребёнок осознал и хорошо запомнил информацию, она должна быть подана понятно и интересно. Воспользуйтесь бесплатными образовательными ресурсами: в интернете можно найти много видеолекций и занимательных статей по школьной программе.
- Привлекайте разные источники. Посещение музея, тематической выставки, просмотр фильма или пьесы по программному произведению порой эффективнее зубрёжки учебника. Информация запоминается лучше, когда представлена визуально и заключена в контекст.
- Структурируйте информацию. Чтобы ребёнок мог легко и быстро усваивать знания, используйте карточки и стикеры, научите его пользоваться мнемоническими приёмами и вести полезные конспекты.
«На каждую неделю выбираем один-два предмета, по которым нужно сделать все домашние задания. Договариваемся именно на все, хотя, конечно, не всё сразу выходит сделать, поэтому процесс иногда немного растягивается. Важно напоминать об этой договорённости в течение недели и ровно через неделю подробно обсудить результаты: что получилось, что нет и почему», — Дарья Ефимова, наставник седьмого класса «Домашней школы Фоксфорда»
- Используйте время эффективно. Чем быстрее и плодотворнее ребёнок сможет учиться, тем меньше времени понадобится, чтобы наверстать упущенное. Научите ребёнка тайм-менеджменту — навыки эффективного распределения времени и сил пригодятся ему не только в школе.
- Поддерживайте мотивацию. Ребёнок добьётся результата только, если будет заинтересован в нём. Научите ребёнка целеполаганию и всегда поощряйте его усилия.
«Ко мне в октябре пришла девочка, третий класс. По математике контрольную написала на “три” за второй триместр. Я писала маме, предлагала помочь ребёнку, взяв репетитора или самостоятельно, просто помочь, потому что вижу, что ребёнок соображает хорошо. А в феврале у неё решаемость задач — 80-98%, контрольная работа за триместр — на “пять”. Я просто её хвалила — “ты молодец, ты хорошо соображаешь”. Поощряла и одобряла на каждом уроке любые её успехи в обучении — у меня это основной подход. Работает безотказно», — Вера Ванина, наставник начальных классов «Домашней школы Фоксфорда»
Вариант 2. Репетиторство
➕ не требует участия родителей
➖ высокая стоимость
Чтобы подобрать ребёнку репетитора, внимательно изучите его анкету и посетите пробное занятие (наши специалисты предоставляют такую возможность бесплатно). Если есть возможность, присутствуйте на уроке. Оценивайте не только уровень преподавателя, но и то, насколько ребёнку комфортно заниматься.
<<Блок перелинковки>>
Если подход преподавателя вас устроил, подробно расскажите ему о вашей проблеме. Чем чётче вы сформулируете задачу, тем быстрее он сможет помочь ребёнку овладеть нужными знаниями.
«У меня был ученик, который пришёл во втором триместре, а в первом нигде не учился, занимался с репетитором. Собственно, этот репетитор и стал ключевой фигурой: она приходила к ним домой несколько раз в неделю, и они проходили сразу по несколько уроков. Параллельно он сам изучал текущую программу. В итоге все контрольные работы за второй триместр сдал на пятёрки», — Мария Климнюк, наставник начальных классов «Домашней школы Фоксфорда»
Онлайн-курсы
➕ дешевле, чем репетиторы; можно заниматься в своём темпе
➖ требуют от ребёнка самоорганизации
Групповые онлайн-занятия — удобный способ восполнить пробелы в школьных знаниях. Учителя «Домашней школы Фоксфорда» объясняют материал доступно и интересно, а каждое занятие сопровождается теоретической частью и домашней работой, которая позволяет отслеживать прогресс ученика.
Записи уроков можно пересматривать в любое время и на любой скорости, что позволяет ребёнку заниматься в своём темпе и ничего не упустить.
Курсы можно приобретать пакетами — это выгодно, если ребёнку необходимо подтянуть знания по нескольким дисциплинам.